Дело №2-2104/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Батуевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимовой Анны Ильиничны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, представитель Якимовой А.И. – Голобоков П.А., действующий на основании доверенности, просил признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от 13.01.2017 №ПСО-12 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов, а также, обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование иска указывал, что оспариваемым решением КУИиЗ Администрации г.Улан-Удэ Якимовой А.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Считает указанное решение незаконным, поскольку в 2005 г. на земельном участке истицей возведен жилой дом, Постановление Правительства РБ от 18.10.2016 №483 не должно на нее распространяться.
Определением суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ.
Истец Якимова А.И., ее представитель по доверенности Голобоков П.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель Голобоков П.А. полагал, что, поскольку Постановление Правительства РБ от 18.10.2016 №483, устанавливающее зоны 1% паводка, в которых запрещено строительство жилых домов, принято позже возведения истицей жилого дома, оно не должно на нее распространяться. Кроме того, полагал, что ответчиком не доказано нахождение жилого дома истица в зоне 1% паводка, поскольку проект планировки территории, являющийся приложением к Постановление Правительства РБ от 18.10.2016 №483, в установленном законом порядке не опубликован.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснила, что испрашиваемый истицей земельный участок расположен в границе затопления паводковыми водами 1% обеспеченности. Кроме того, ничем не подтвержден довод стороны истца о дате постройки дома – 2005 г., поскольку согласно техническому паспорту, первичная инвентаризация проведена в 2012 г., год постройки в технический паспорт вносится органом учета со слов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «д» ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предусмотрено, что бесплатно предоставляются в собственность земельные участки гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ч. 4.1 ст. 1.2. указанного Закона.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, предусмотрен Главой 5 Земельного кодекса РФ, а именно заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЖК РФ. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина либо по обращению предусмотренногостатьей 29настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Названным нормам корреспондируют положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющие правила зонирования территорий, подлежащих застройке.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Статья 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.ч.1,2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РБ от 18.10.2016 №483 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта регионального значения «Защита г.Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда Республики Бурятия» установлена зона затопления паводковыми водами.
Исходя из представленных документов, испрашиваемый истицей земельный участок по адресу: ... расположен в зоне 1% паводка.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п.3 ст.2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 №817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» осуществление землепользования и застройки в г.Улан-Удэ основывается на соблюдении всеми органами власти, физическими и юридическими лицами требований охраны окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия, инженерно-технических и противопожарных требований, а также на обеспечении предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Земельный участок, который Якимова А.И. просит предоставить в собственность, расположен в зоне 1 % паводка, то есть в зоне ограничения жилищного строительства, а потому не может быть предоставлен на основании Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III.
Кроме того, стороной истца не доказан факт возведения истицей жилого дома, являющегося самовольной постройкой, в 2005 г.
Согласно представленному техническому паспорту на дом, он составлен 18 мая 2012 г. При этом, сведения о годе постройки – 2005 ничем не подтверждены, тогда как год постройки должен вноситься в технический паспорт на основании Акта ввода в эксплуатацию.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, о правомерности отказа в предоставлении Якимовой А.И. земельного участка по адресу: ... Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, решение принято в пределах предоставленной компетенции, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении требований Якимовой А.И. отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Якимовой Анны Ильиничны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2017.
Судья: Ю.А. Смирнова