Решение по делу № 2-1589/2017 от 10.02.2017

Дело № 2-1589/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2017 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Никитиной А.К.,

с участием истца Таировой Е.В.,

представителя ответчика Правительства Пермского края и третьего лица Министерства социального развития Пермского края Анфаловой И.В.,

представителя третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Беляевой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Таировой Е.В. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

    Таирова (Павлова) Е.В. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края с требованиями о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м в черте г.Перми, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Павлова Т.М. лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <Адрес> в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания. На настоящий момент жилым помещением не обеспечена.

    Истец Таирова Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Министерство социального развития Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, Государственное казенное учреждение «Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в суде поддерживает позицию, изложенную в письменных возражениях Правительства Пермского края, в удовлетворении требований Таировой Е.В. просит отказать.

Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми в судебном заседании поддерживает позицию, изложенную в письменном отзыве на иск, возражает против удовлетворения заявленных требований.

    Третье лицо ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, возражениях на иск, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

    В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 ЖК РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Из преамбулы, а также статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Действовавшие до 01.01.2013 года п. 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ и пункт 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

    Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В силу ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Пункт 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 02.04.2015 № 462-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) проживание лица в Пермском крае; 2) отсутствие у лица на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:

1) по достижении возраста 18 лет;

2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Из системного анализа норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении). По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

    Судом установлено, что родителями Павловой (в настоящее время в связи с заключением брака – Таировой) Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Павлов В.А. (сведения об отце внесены со слов матери) и павлова Т.М. (л.д.7 – к/свидетельства о заключении брака; л.д.9 - справка о рождении).

    В связи с тем, что Павлова Т.М. лишена родительских прав, в соответствии с постановлением администрации Кировского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Павловой Е.В. учреждена опека, опекуном назначена С.Ф.М. (л.д.8).

    ДД.ММ.ГГГГ Павлова Т.М. умерла (л.д.10 – к/свидетельства о смерти).

    Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности за Павловой Е.В. зарегистрирован бревенчатый индивидуальный жилой дом с постройками, общая площадь <данные изъяты> кв.м, лит. А,а,Г-Г2, адрес объекта: <Адрес> (л.д.11).

В соответствии с актом обследования жилого помещения по адресу: <Адрес>, межведомственной комиссией выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома непригодным для проживания (л.д.12-13,14).

Исходя из паспортных данных, сведений отдела адресно-справочной работы Таирова (Павлова) Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д.6,19).

    Согласно ответа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Таировой Е.В. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, указано на отсутствие правовых оснований для включения Таировой Е.В. в список детей-сирот (л.д.32).

    Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Таировой Е.В., поскольку на момент обращения с заявлением и на момент рассмотрения дела истец достигла возраста <данные изъяты> лет. В период с 18 до 23 лет в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет истец не обращалась, учетное дело не заводилось. В связи с чем, действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на истца не распространяется.

    Доказательств, достоверно и бесспорно свидетельствующих о невозможности обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган до достижения 23 лет, истцом не представлено. Таким образом, истец не реализовала свое право на предоставление жилого помещения до достижения возраста 23 дет, в связи с чем, его утратила.

    Суд исходит также из того, что Таирова (Павлова) Е.В. впервые обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке и о включении в список названной категории граждан в возрасте старше 23 лет. Уважительных причин, препятствующих истцу своевременно реализовать право на предоставление ему вне очереди жилого помещения, судом не установлено.

    Законом предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вместе с тем, в материалах дела не имеется доказательств обращения истца в орган опеки и попечительства с соответствующими заявлениями в более ранние сроки.

    Тем самым, объективных и исключительных причин, которые ранее препятствовали истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, судом не установлено.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд полагает необходимым отметить, что по смыслу и содержанию названного выше Закона именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

    Согласно представленного истцом Заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, жилое помещение по адресу: <Адрес>, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ.

    Следует учесть, что на момент признания жилого дома непригодным для проживания, Таирова Е.В. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не относится, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, не включена.

    При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на Правительство Пермского края обязанности предоставить Таировой Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Таировой Е.В. к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м в черте г.Перми по договору найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:         <данные изъяты>

<данные изъяты>                    (И.А.Шабалина).

2-1589/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Таирова Е.В.
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми
Министерство Социального развития Пермского края
ГКУ "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
10.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2017Передача материалов судье
14.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2017Предварительное судебное заседание
23.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2017Дело оформлено
02.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее