Дело №2а-448/2019
Решение
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя административного истца - и.о.прокурора Батецкого района Новгородской области Федорова А.П.,
при секретаре Прокофьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области первоначально обратился в суд с административным иском к Администрации Передольского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Батецкого района Новгородской области на основании информации Управления Росприроднадзора по Новгородской области о выявлении в ходе рейдового осмотра мест несанкционированного размещения отходов, установлено, что в 1 км от съезда с автомобильной дороги «Великий Новгород - Луга, Мойка - Новое Овсино - граница области» в сторону <адрес> по правой стороне дороги выявлено два места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов размером 2 м х 2 м (координаты С58о29`172`` C 030о37`363``) и размером 1,5 м х 1,5 м (координаты С58о29`179`` C 030о27`347``), что является грубейшим нарушением требований Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, не допускается, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний. Земельный участок, на котором выявлены несанкционированные свалки, находится на территории Передольского сельского поселения, на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный земельный участок не сформирован как самостоятельный объект недвижимости, в отношении него государственный кадастровый учет не проведен. Поскольку к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязанность по ликвидации указанных свалок лежит на административном ответчике, именно органы местного самоуправления поселения обязаны принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения. Просил признать бездействие Администрации Передольского сельского поселения Батецкого района Новгородской области по ликвидации несанкционированных свалок незаконным, обязать ее ликвидировать указанные свалки в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 09 августа 2019 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика - Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области надлежащим - Администрацией Батецкого муниципального района Новгородской области.
В судебном заседании представитель административного истца Федоров А.П. заявленные исковые требования с учетом замены ненадлежащего ответчика поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что обязанность по ликвидации выявленных свалок должна быть возложена на Администрацию Батецкого муниципального района, поскольку они находятся на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, а распоряжение им отнесено к компетенции муниципального района. До настоящего времени сведения о ликвидации указанных свалок в прокуратуру района не поступали.
Представитель административного ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Положениями п.п.2, 7 ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относитсяучастие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В судебном заседании из сообщения Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 07 июня 2019 года установлено, что несанкционированные места размещения отходов, расположенные в 1 км от съезда на <адрес>, находятся на землях сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения), по настоящее время в собственность, аренду не предоставлены.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Областного закона Новгородской области от 27 апреля 2015 года №763-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Новгородской области, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.
Таким образом, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Новгородской области, но расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.
При этом объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный органу местного самоуправления, не может быть сведен к его формальному участию в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несет орган местного самоуправления.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального района с целью решения вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенного Управлением Росприроднадзора по Новгородской области обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований на территории Батецкого муниципального района на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в 1 км от съезда с автомобильной дороги «Великий Новгород - Луга, Мойка - Новое Овсино - граница области» в сторону <адрес> по правой стороне дороги находится два места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов размером 2 м х 2 м (координаты С58о29`172`` C 030о37`363``) и размером 1,5 м х 1,5 м (координаты С58о29`179`` C 030о27`347``), что подтверждается актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №86 от 27 мая 2019 года и приложенной к нему фототаблицей.
Указанный акт составлен по результатам рейдового мероприятия по проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в окрестностях <адрес> и <адрес>, проведенного сотрудниками Управления Росприроднадзора по Новгородской области на основании приказа руководителя Управления №86 от 23 мая 2019 года и утвержденного им рейдового задания в целях обеспечения надлежащего рассмотрения обращения Главы Администрации Передольского сельского поселения Аникеева Д.А. по факту незаконного складирования ТКО. Выявленная в результате обследования информация о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды направлена в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
Таким образом, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен. Каких-либо доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком надлежащим образом не исполняется обязанность, возложенная на него законом по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, тем самым допущено бездействие.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Батецкого района Новгородской области действовал в рамках представленных ему полномочий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок в один месяц с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области по ликвидации несанкционированных свалок незаконным.
Обязать Администрацию Батецкого муниципального района Новгородской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 1 км от съезда с автомобильной дороги «Великий Новгород - Луга, Мойка - Новое Овсино - граница области» в сторону <адрес> по правой стороне дороги, размером 2 м х 2 м (координаты С58о29`172`` C 030о37`363``) и размером 1,5 м х 1,5 м (координаты С58о29`179`` C 030о27`347``).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий М.А.Малышева