Судья Хайбуллина И.З. Дело № 33-420/2017
Учет № 064г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 января 2017 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) ФИО на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 25октября2016года, которым постановлено:
исковые требования Шарифзяновой А.Х. к ГУ – УПФ РФ в г. Буинске (межрайонное) Республики Татарстан о замене периодов работы на периоды ухода за ребенком и об обязании произвести перерасчет пенсии – удовлетворить.
Заменить периоды с 9 октября 1989 года по 09 апреля 1991 года, с 27 мая 1991 года по 27 ноября 1992 года, включенные в общий трудовой стаж как работа, на периоды ухода за ребенком.
Обязать ГУ – УПФ РФ в г. Буинске (межрайонное) Республики Татарстан произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости ШарифзяновойА.Х., 1 июня 1956 года рождения, с 1 июня 2016 года с учетом периодов ухода за детьми.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ШарифзяноваА.Х. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о замене периодов работы на периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми и перерасчете пенсии.
В обоснование своих требований истец указала, что с 1 июня 2006 года она является получателем пенсии по старости, которая назначена ей по достижении возраста пятидесяти лет в связи с рождением и воспитанием до восьмилетнего возраста двоих детей. При этом периоды нахождения истца в отпусках уходу за детьми с 9октября1989года по 9 апреля 1991 года и с 27 мая 1991 года по 27ноября1992 года были зачтены ответчикам в общий трудовой стаж как периоды работы.
30 мая 2016 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о включении приведенных выше периодов в ее общий страховой стаж как периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, поскольку при таком исчислении ее индивидуальный пенсионный коэффициент и, соответственно, размер пенсии увеличатся. Однако в удовлетворении заявления ответчиком ей было отказано, что, по мнению Шарифзяновой А.Х., является неправомерным. Поэтому она просила суд возложить на ответчика обязанность по замене спорных периодов работы на периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми и перерасчете пенсии.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие в пенсионном законодательстве норм о перерасчете ранее назначенных пенсий в предлагаемом истцом порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, могут быть зачтены иные периоды, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В соответствии с положениями статьи 15 указанного Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), необходимого для определения размеров страховых пенсий, исчисляется с учетом суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 данной статьи по формуле.
При этом частью 12 рассматриваемой статьи предусмотрено, что коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (НПi) составляет:
1,8 – в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3,6 – в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5,4 – в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 июня 2006 года Шарифзянова А.Х. является получателем пенсии по старости по достижении возраста пятидесяти лет в связи с рождением и воспитанием до восьмилетнего возраста двоих детей. Общий трудовой стаж истца составляет 40 лет 0 месяцев 27 дней, при исчислении которого территориальным органом пенсионного фонда был учтен период с 1 сентября 1973 года по 30сентября2013года.
По состоянию на 1 июля 2016 года размер получаемой истцом пенсии составляет <данные изъяты>.
30 мая 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, в котором просила зачесть периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с 9октября1989года по 9 апреля 1991 года и с 27 мая 1991 года по 27ноября1992 года, включенные в общий трудовой стаж в качестве периодов работы, как периоды нахождения в указанных выше отпусках и произвести перерасчет назначенной пенсии.
Решением ответчика от 30 мая 2016 года .... в удовлетворении заявления истцу отказано со ссылкой на назначение ей пенсии ранее 2015 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из конституционных принципов на социальное обеспечение, включающее право на получение пенсии в полном объеме, применив нормы действующего пенсионного законодательства в той части, в какой они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот по пенсионному обеспечению и не ухудшают прав истца.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами, признает доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются, в том числе, периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
На основании части 1 статьи 34 указанного Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяется исходя из размера установленной им трудовой пенсии (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 данного Федерального закона.
Частью 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года (ИПКс), определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) (П), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк) по состоянию на 1 января 2015 года, и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 статьи 15 данного Федерального закона, в порядке, предусмотренном частями 12 – 14 данной статьи.
В силу закрепленных в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положений исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Таким образом, законодатель предоставил гражданам право выбора периодов, учитываемых при исчислении страховой пенсии.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 этого же Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1января2015 года.
Коэффициенты, установленные пунктом 1 части 12 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ в отношении периодов ухода за детьми, составляют 1.8, 1.6, 5.4 за первым, вторым, третьим и четвертым ребенком соответственно.
В этой связи при применении положений частей 12 – 14 статьи 15 указанного Федерального закона, согласно которым при определении суммы коэффициентов за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, имевшие место до 1 января 2015 года, размер страховой пенсии будет выше нежели при исчислении ее размера с применением норм действовавшего до 1 января 2015 года пенсионного законодательства. Поэтому по выбору получателя страховой пенсии, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была установлена трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, может быть произведен перерасчет страховой пенсии со сроков, предусмотренных частью 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 2 части 1 указанной выше правовой нормы перасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Нахождение истца в спорные периоды в отпусках по уходу за детьми подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Какого-либо запрета, не позволяющего произвести замену периодов работы периодами нахождения в отпусках по уходу за детьми применительно к пенсиям, назначенным до введения в действие Федерального закона № 400-ФЗ действующее законодательство не содержит.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
В целом изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуальногокодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 25октября2016года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) ФИО – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи