Дело № 2-1021/2019 22 ноября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Невской Н.С.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.Н.,
с участием истца Ивановой Е.Н., ее представителя Цыса А.В.,
третьих лиц Молокоедова В.Н. и Молокоедова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Елены Николаевны к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю квартиры, по иску Молокоедова Александра Николаевича к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю квартиры и по иску Молокоедова Владимира Николаевича к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, указав, что М, Н.Н. на праве собственности принадлежали 22/69 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. 29 мая 2019 года М, Н.Н. составила завещание, согласно которому завещала указанные доли квартиры ей (истице). 31 мая 2016 года М, Н.Н. умерла. Она (Иванова Е.Н.) в установленный законом срок не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти М, Н.Н., однако, фактически приняла его, а именно, пользовалась имуществом наследодателя, в том числе, предметами домашнего обихода, мебели, хозяйственными принадлежностями, а также комнатой, приняла меры к сохранности указанного имущества. Просит установить факт принятия наследства после смерти М, Н.Н., наступившей 31.05.2016 и признать за ней право собственности на 22/69 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 1-2).
Истец и его представитель Цыс А.В. в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика – администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 107). В отзыве на иск просил в удовлетворении требований Ивановой Е.Н. отказать, указывая на то, что завещание М, Н.Н. удостоверено неуполномоченным на это лицом. Второй экземпляр завещания в администрацию представлен не был (л.д. 89-90).
Третьи лица Молокоедов А.Н. и Молокоедов В.Н. в ходе судебного разбирательства заявили самостоятельные требования к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю квартиры, указав, что после смерти сестры М, Н.Н. они (истцы) в течение шести месяцев фактически приняли наследство, а именно: распорядились ее вещами, приняли меры к сохранности спорной доли квартиры. Просили установить факт принятия наследства после смерти М, Н.Н. и признать за ними право собственности на долю квартиры по указанному адресу (л.д. 111, 112).
Истец и его представитель Цыс А.В. против удовлетворения требований третьих лиц в части установления факта принятия наследства не возражали.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что М, Н.Н. на праве собственности принадлежали 22/69 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д., 4-6, 8-9, 10).
31 мая 2016 года М, Н.Н. умерла (л.д. 11).
Согласно ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу положений части 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания (ст. 1118 ГК РФ).
Статьей 1119 ГК РФ предусмотрено, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1120 ГК РФ, завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.
Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.
Статьей 1124 ГК РФ установлены общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания.
В соответствии с п. 1 ст. 1124 ГК РФ, завещание должно быть удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 1125, ст. 1127 и п. 2 ст. 1128 ГК РФ.
В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 1127 ГК РФ к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов.
Ивановой Е.Н. в материалы дела представлено завещание М, Н.Н. от 29.05.2016, удостоверенное участковым врачом-терапевтом Назийской районной больницы ГБУЗ ЛО «Кировская межрайонная больница» З. И.В. (л.д. 13). При этом, документов, подтверждающих нахождении наследодателя на стационарном лечении на момент составления завещания материалы дела не содержат.
Проанализировав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что завещание М, Н.Н. удостоверено неуполномоченным на то лицом, в связи с чем, в нарушение 1124 ГК РФ, не соблюден порядок совершения завещания.
При таких обстоятельствах, суд не может удовлетворить требования Ивановой Е.Н. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования, поскольку у истицы не возникло права для обращения за оформлением наследственных прав после смерти М, Н.Н. в порядке наследования по завещанию.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статьей 1143 ГК РФ предусмотрено, что если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Молокоедов А.Н. и Молокоедов В.Н. являются родными братьями М, Н.Н., что подтверждено свидетельствами о рождении (л.д. 100, 101).
На основании статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу статьей 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
В судебном заседании свидетели Л. Л.В. и Р. Н.В. пояснили суду, что после смерти М, Н.Н. наследство приняли ее братья Молокоедов А.Н. и Млокоедов В.Н., которые распорядись вещами сестры, в том числе забрали себе на память ее фотографии, а также документы.
Показаниям данных свидетелей суд доверяет, поскольку они последовательны, непротиворечивы, личной заинтересованности свидетелей в исходе дела не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что после смерти М, Н.Н., ее братья Молокоедов А.Н. и Молокоедов В.Н. фактически приняли наследство, в связи с чем, заявленные ими требования в этой части подлежат удовлетворению. Таким образом, право собственности на спорную долю квартиры перешло к третьим лицам Молокоедову А.Н. и Молокоедову В.Н. в порядке наследования после смерти сестры в равных долях.
Вместе с тем, Молокоедовым А.Н. и Молокоедовым В.Н. в материалы дела представлены договоры дарения доли в праве собственности на квартиру от 19.11.2019 (л.д. 113, 114), согласно которым они распорядились, долями квартиры, оставшимися после смерти М, Н.Н., подарив их Ивановой Е.Н.
При таких обстоятельствах суд находит требования Ивановой Е.Н. о признании за ней права собственности на 22/69 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт принятия Молокоедовым Александром Николаевичем наследства в течение шести месяцев после смерти М.Н.Н., наступившей 31 мая 2016 года.
Установить факт принятия Молокоедовым Владимиром Николаевичем наследства в течение шести месяцев после смерти М.Н.Н., наступившей 31 мая 2016 года.
В удовлетворении исковых требований Молокоедова Владимира Николаевича и Молокоедова Александра Николаевича к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на долю квартиры отказать.
Признать за Ивановой Еленой Николаевной, ДД.ММ.ГГ года рождения, <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на 22/69 долей в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ивановой Елены Николаевны к администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Невская