Решение по делу № 2-266/2017 (2-3794/2016;) от 25.11.2016

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2017 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,

при секретаре Белокосовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбатовского О.Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориального, г.Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Горбатовский О.Ф. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным и отмене решения от 14.09.2016 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложении обязанности принять на учет Горбатовского О.Ф. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях со 02 апреля 2009 года, и включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для реализации права на обеспечение жильем.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 19 августа 2014 года решением Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, на основании решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10.06.2014 г., истец Горбатовский О.Ф. и члены его семьи Горбатовская Е.В., Горбатовская Э.О., приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях. Дата принятия на учет 02 апреля 2019 года.

Однако, решением №26/139 от 29.04.2016г. начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» г. Барнаула, истец и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ.

После чего, истец вновь обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в территориальное отделение ФГКУ «Центррегионжилье» г. Барнаула. По результату рассмотрения заявления, начальником территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» г. Барнаула, было принято решение № 26/238 от 14 сентября 2016 г об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С указанным решением № 26/238 от 14.09.2016г истец не согласен по следующим основаниям:

Так в решении от 14.09.2016г начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» г. Барнаула указано, что в период прохождения военной службы истец Горбатовский О.Ф. не признавался нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял и не состоит. Однако, указанные обстоятельства не соответствуют действительности. Решением № 244 от 19.08.20 16г. Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, на основании решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10.06.2014 г. истец и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 02 апреля 2009 года. Как установлено Новоалтайским городским судом, истец в соответствии с законодательством мог быть обеспечен жильем по избранному постоянному месту жительства исходя из даты поступления рапорта в орган местного самоуправления с последующим подтверждением избрания населенного пункта, но в любом случае не ранее увольнения с военной службы, так же Новоалтайский городской суд пришел к выводу, что с момента возникновения права следует признавать истца, нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, с 02.04.2009 года.

Истец полагает, что он признавался и является признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, данное обстоятельство установлено Новоалтайским городским судом, кроме того полагает, что отсутствие на момент обращения в уполномоченный орган у истца статуса военнослужащего, предоставления документов в этот орган спустя семь лет, пять месяцев не является препятствием к реализации его права на обеспечение жильем.

Таким образом, решение от 14.09.2016г начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» г. Барнаула истец считает незаконным, так как оно препятствует реализации его права на обеспечение жильем по избранному месту жительства.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации, в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Горбатовская Е.В. и Горбатовская И.О.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования - просил признать незаконным и отменить решение от 14.09.2016г начальника территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать за истцом право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи три человека, в том числе супруги - Горбатовской Е.В., и дочери - Горбатовской Э.О. по избранному месту жительства в городе Барнауле Алтайского края, возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения ФГКУ «Центррегионжилье» обязанность по устранению нарушения прав путем включения истца Горбатовского О.Ф. составом семьи три человека, в том числе, супруги ­Горбатовской Е.В., и дочери - Горбатовской Э.О. в реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства для реализации права на обеспечение жильем с даты увольнения с военной службы.

В судебном заседании истец Горбатовский О.Ф. и его представитель Босоногов А.Е., действующий по доверенности, поддержали исковые требования по тем же доводам, изложенным в письменном виде.

Представитель ответчиков Поронько Е.Н. просила в иске отказать, ссылаясь на законность вынесенного административным органом решения.

3- лица в судебное заседании не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы иска и возражения ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Горбатовский О.Ф. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации в период с 25.06.1986 года по 07.04.2009 года, выслуга лет составляет 27 лет 8 месяцев 3 дня.

Приказом командира войсковой части 52929 от 17 марта 2009 года подполковник Горбатовский О.Ф. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Приказом командира войсковой части 52929-Д от 07.04.2009 года он исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на воинский учет в ОВК г. Новоалтайска и Первомайского района с последующим убытием к избранному месту жительства.

Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы в ЗАТО Сибирский Горбатовскому О.Ф. и членам его семьи (жена и дочь) на основании ордера от 10.06.1992 года, выданного 289 Квартирно-эксплуатационной частью, предоставлена в пользование двухкомнатная квартира по адресу: ЗАТО Сибирский, <адрес>2.

Квартира находится в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Сибирский.

В судебном заседании также установлено, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы 02.04.2009 года Горбатовский О.Ф. подал на имя командира войсковой части 52929 рапорт, в котором просил поставить его на очередь на получение жилья по избранному месту жительства в городах Барнаул, Видное, Балашиха (Московская область).

Командиром войсковой части 52929 на рапорте поставлена виза, согласно которой начальнику жилищной группы поручено внести истца в списки очередников установленным порядком.

Указанный рапорт Горбатовского О.Ф., а также пакет документов, включающий в себя сведения о членах семьи и занимаемом жилом помещении в ЗАТО Сибирский, передан в 289 КЭЧ. Горбатовский О.Ф. был включен в соответствующие списки военнослужащих под первоначальным номером 509.

Решением от 19.11.2013 года Горбатовскому О.Ф. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по тем основаниям, что у него отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и им не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения, данные о нахождении военнослужащего в базе данных "Учет" по ФГКЭУ КЭЧ района.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 июня 2014 года по иску Горбатовского О.Ф. к ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, войсковой части 52929 о признании права собственности на обеспечение жильем по избранному месту жительства, возложении обязанности, требования истца к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ удовлетворены.

Горбатовский О.Ф. и совместно проживающие с ним члены семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета.

Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обязано принять Горбатовского О.Ф. с членами семьи на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства с 02 апреля 2009 года и включить в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии с решением от 19.08.2014 г. заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Горбатовский О.Ф. и члены его семьи на основании решения Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по избранному месту жительства в г. Барнауле со 02 апреля 2009 года.

Решением от 29 апреля 2016 года начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Горбатовский О.Ф. и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

А именно, 24.02.2011 г. Горбатовский О.Ф. оформил право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 49,7 кв.м по адресу: <адрес>9 в порядке наследования от своего отца и 11.07.2011 г. произвел ее отчуждение, тем самым, намеренно ухудшил жилищные условия менее пяти лет назад, что являлось основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В сентябре 2016 года Горбатовский О.Ф. вновь обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 3 человека.

Решением от 14.09.2016 г. начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Горбатовскому О.Ф. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Основанием для принятия такого решения указано, что в период прохождения военной службы Горбатовский О.Ф. не признавался нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего у него отсутствует, документы предоставил спустя семь лет пять месяцев после прекращения военной службы.

С данным решением суд согласиться не может ввиду нижеследующего.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Федеральный закон N 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 15 в действующей в настоящее время редакции обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Горбатовский О.Ф. подпадает под указанную в законе категорию военнослужащих, которые при увольнении с военной службы имели право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.

Постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Указанные Правила конкретизировали положения, установленные статьей 15 Закона «О статусе военнослужащих» и установили единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих..., подлежащих увольнению с военной службы,.. . граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.... и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 2 Правил установлено, что они являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Согласно пункту 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в числе других: избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства..., и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Порядок постановки на очередь предусмотрен пунктами 13 - 23 Правил.

Так, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением ряда документов.

На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

Ходатайства рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца, о принятом решении сообщается военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.

Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.

На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, заводится учетное дело, на основе которого орган местного самоуправления принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.

Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.

Решением Новоалтайского городского суда от 10.06.2014 г. по иску Горбатовского О.Ф. к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, войсковой части 52929 о признании права собственности на обеспечение жильем по избранному месту жительства, возложении обязанности было установлено, что Горбатовским О.Ф. соблюден предусмотренный Правилами порядок подачи рапорта и документов на обеспечение жильем по избранному месту жительства, рапорт в установленном порядке подан на имя командира воинской части, где он проходил военную службу. Истец признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства, о чем свидетельствует распоряжение командира части и факт включения в Журнал учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закона) внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года.

Согласно пункту 14 статьи 15 Закона в редакции от 22.08.2004 обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 установлено, что нормы Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу статьи 120 Конституции РФ части 2 статьи 11 ГПК РФ применению не подлежат.

Вместе с тем, иной порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, а также порядок и условия обеспечения их жилыми помещениями, установлен не был, вышеуказанные Правила от 06.09.1998 не отменены, орган, который должен осуществлять учет данной категории военнослужащих не определен.

Действовавшая в указанный период времени Инструкция «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2010 N 80, предусматривала порядок признания нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по месту прохождения военной службы (а не в другом населенном пункте). Решение вопроса о признании нуждающимися и учет таких военнослужащих возлагался на жилищные комиссии воинских частей и довольствующие КЭЧ районов.

Однако данная Инструкция не предусматривала рассмотрение жилищной комиссией войсковой части заявлений военнослужащих, желающих быть обеспеченными жилым помещением по избранному месту жительства.

Федеральным законом от 01.12.2008 в статью 15 Закона внесены изменения.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Закона в редакции от 02.11.2013, предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.

Указанные нормативные акты установили механизм реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, принятие их на учет осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Как видно из положений вышеуказанных Правил и Инструкции они распространяются на военнослужащих, т.е. граждан, проходящих военную службу в настоящее время, и подлежащих увольнению с военной службы. При этом в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, соответствующее заявление о признании нуждающимися в получении жилых помещений должно быть подано в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (пункт 5 Правил).

Вместе с тем в настоящее время в Российской Федерации продолжают действовать Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.... нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.

Согласно подп. «и» п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Горбатовский О.Ф.. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, срок его службы составляет более 20 лет, следовательно, он имел безусловное право на выбор для проживания любого населенного пункта в Российской Федерации, не относящегося к месту прохождения им военной службы, и соответственно, государство гарантировало ему предоставление по окончании военной службы жилого помещения по избранному месту жительства в одной из форм, предусмотренных законом.

Горбатовский О.Ф. в установленном порядке выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства и принят на соответствующий учет войсковой частью по месту прохождения военной службы (КЭЧ), однако не смог реализовать данное право по не зависящим от него причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период увольнения его с военной службы, отсутствия механизма реализации права.

Вместе с тем реализация гражданином гарантированного государством права на жилье не может быть поставлена в зависимость от недобросовестных действий должностных лиц и нестабильности правового регулирования, несвоевременного принятия нормативных актов, определяющих порядок его реализации.

Суд находит, что право истца, прослужившего в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации более 20 лет, на выбор места жительства по окончании службы и обеспечение жильем по избранному месту жительства, признанного нуждающимся в таких жилых помещениях войсковой частью по месту прохождения военной службы, не может быть умалено по сравнению с военнослужащими этой категории, принятыми до 01.01.2005 на учет нуждающихся в органах местного самоуправления по избранному месту жительства.

В данном случае суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2013 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан З., А.Г. Кожушного и других».

Кроме того, права истца были подтверждены решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10.06.2014 г.

В связи с чем, решение ответчика от 29.04.2016 г. о снятии Горбатовского О.Ф. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным, так как противоречит вышеуказанному решению суда, на основании которого истец был принят на учет.

Кроме того, на момент повторного обращения Горбатовского О.Ф. с заявлением о постановке на учет прошло более пяти лет с момента отчуждения квартиры, которую истец получил в наследство.

При таких обстоятельствах, требования Горбатовского О.Ф. направленные на восстановление его прав на обеспечение за счет федерального бюджета жильем по избранному месту жительства, подлежат удовлетворению.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, полномочия по учету граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений, а также предоставлению жилья, возложены на специализированную организацию Министерства обороны РФ - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в лице территориальных отделений.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горбатовского О.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от 14.09.2016 года начальника отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии Горбатовского О.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признать за Горбатовским О.Ф. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи три человека, в том числе супруги Горбатовской Е.В. и дочери Горбатовской И.О.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Горбатовского О.Ф. с составом семьи три человека, в том числе супруги Горбатовской Е.В. и дочери Горбатовской И.О. в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства со 02.04.2009 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Э.А. Гладышева

2-266/2017 (2-3794/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горбатовский О.Ф.
Ответчики
ФГКУ Центррегионжилье
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице территориального отделен
Другие
Горбатовская Е.В.
Босоногов А.Е.
Горбатовская Э.О.
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
25.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2016Передача материалов судье
29.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.12.2016Предварительное судебное заседание
18.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Судебное заседание
15.03.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
24.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2017Дело оформлено
12.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее