судья Макарова И.С. |
№ 33а-2908/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
27 сентября 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Кузнецовой Т.А. |
Хлебниковой И.П. |
|
при секретаре |
Сорокиной Н.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Мурманску к Каспарову Владимиру Артемовичу о взыскании задолженности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
по апелляционной жалобе административного ответчика Каспарова Владимира Артемовича на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 июля 2017 года, по которому постановлено:
«Взыскать с Каспарова Владимира Артемовича, _ _ года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ..., в пользу ИФНС России по г. Мурманск пени на недоимку по страховым взносам на выплату страховой пенсии в сумме - 2574 рубля 55 копеек; пени в территориальный фонд ОМС в сумме 217 рублей 64 копейки, пени в Федеральный фонд ОМС в сумме 124 рубля 72 копейки, а всего - 2916 (две тысячи девятьсот шестнадцать) рублей 91 копейку, из них перечислив:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 2574 рубля 55 копеек на расчетный счет -401 018 100 000 000 100 05 Банк получателя - Отделение Мурманск г. Мурманск, БИК - 044705001, ОКТМО - 47701000, Получатель платежа - УФК МФ России по Мурманской области (ИФНС России по г. Мурманску), ИНН - 5190100360, КПП-519001001, КБК - 182 102 021 000 600 00 160;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 342 рубля 36 копеек на расчетный счет - 401 018 100 000 000 100 05 Банк получателя - Отделение Мурманск г. Мурманск, БИК - 044705001, ОКТМО - 47701000, Получатель платежа - УФК МФ России по Мурманской области (ИФНС России по г. Мурманску), ИНН - 5190100360, КПП-519001001, КБК - КБК - 182 102 021 030 800 111 60.
Взыскать с Каспарова Владимира Артемовича, _ _ года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ... государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ИФНС России по городу Мурманску Талановой Э.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ИФНС России по городу Мурманску обратилась в суд с административным иском к Каспарову В.А. о взыскании задолженности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Каспаров В.А., являлся плательщиком страховых взносов, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 24 декабря 2004 года по 23 марта 2011 года.
Территориальные органы ПФР формируют сумму обязательств плательщиков по размеру фиксированного страхового взноса, который подлежит уплате в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ не самостоятельно, а на основании полученных от территориальных органов ФНС России данных.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов, налоговым органом на сумму недоимки за 2010-2011 годы начислены пени в общей сумме 2916 рублей 91 копейка, из расчета: пени на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 2574 рубля 55 копеек; пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 124 рубля 72 копейки и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 217 рублей 64 копейки.
Требование об уплате пени от 09 августа 2016 года, направленное в адрес ответчика, до настоящего времени не исполнено.
23 декабря 2016 года пенсионным органом было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Каспарова В.А. пени на недоимку по страховым взносам в сумме 2916 рублей 91 копейка, судебный приказ от 28 декабря 2016 года отменен по заявлению Каспарова В.А. 26 января 2017 года.
Административный истец просил взыскать с ответчика пени на недоимку по страховым взносам в сумме 2916 рублей 91 копейка.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Каспаров В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрение в отсутствие представителя ГУ – УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Каспаров В.А. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие сроки направления налогового уведомления и требования об уплате налога (пени) и порядок взыскания недоимки по налогу, пени, полагает, что налоговым органом утрачено право на обращение в суд с настоящим иском.
По мнению подателя жалобы, налоговым органом пропущен срок подачи настоящего административного искового заявления. Доказательств, свидетельствующих о соблюдении налоговым органом сроков и процедуры взыскания, представителем административного истца не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Кроме того, указывает на отсутствие должной оценки тому обстоятельству, что заочным решением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского административного округа города Мурманска, временно замещающего мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского округа города Мурманска, с него были взысканы пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2011 год.
Считает, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец ИФНС России по городу Мурманску и заинтересованное лицо ГУ – УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный ответчик Каспаров В.А., представитель заинтересованного лица ГУ – УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение настоящего дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам.
приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Плательщиками страховых взносов согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе адвокаты.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) о в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Частью 1 статьи 18 указанного Федерального закона № 212-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно части 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (ч.1). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч.3). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч.5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.6). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.7).
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Каспаров В.А. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя 24 декабря 2004 года, прекратил своею деятельность и снялся с учета 23 ноября 2011 года.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель Каспаров В.А. был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования, в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.13).
Из материалов дела следует, что в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2010-2014 годы, пенсионным было произведено начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 07 сентября 2011 года по 14 октября 2013 года и с 24 сентября 2011 года по 12 марта 2013 года в сумме 2916 рублей 91 копейка, из которых: пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 2574 рубля 55 копеек (на страховую часть трудовой пенсии); пени на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 170 рублей 40 копеек; пени на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 247 рублей 11 копеек (л.д.16).
10 августа 2016 года ГУ – УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска направило в адрес Каспарова А.В. требование № 061 SO 1160056486 от 09 августа 2016 года об уплате образовавшейся задолженности по пеням по состоянию на 09 августа 2016 года в сумме 2916 рублей 91 копейка, в срок до 29 августа 2016 года (л.д. 15, 18).
Обязанность по уплате указанной недоимки в установленный в требованиях срок административным ответчиком не исполнена, что послужило основанием для обращения ГУ – УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа, судебный приказ вынесен 28 декабря 2016 года и 26 января 2017 г. мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска был отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Разрешая настоящий спор, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных ИФНС России по городу Мурманску требований, взыскав в пользу налогового органа пени в заявленном размере.
При этом суд первой инстанции, обсуждая вопрос о соблюдении административным истцом установленного законом срока подачи в суд административного искового заявления, пришел к выводу, что срок подачи административного искового заявления налоговым органом не пропущен, поскольку обращение в суд налогового органа имело место в пределах установленного п. 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, основаны на правильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что пени административным истцом начислены до момента фактической уплаты Каспаровым В.А. недоимки по страховым взносам в 2013 году.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика пени, начисленных на недоимку по страховым взносам, образовавшаяся за 2010-2011 годы, при этом представлены доказательства принятия мер, направленных на взыскание недоимки, а также направления в адрес налогоплательщика соответствующих уведомлений и требований.
Доказательств уплаты пени налогоплательщиком на день принятия судом первой инстанции решения ответчиком не представлено; правильность расчета пени ответчиком не оспорена.
Таким образом, принимая во внимание представленные административным истцом доказательства наличия недоимки по страховым взносам за 2010 - 2011 годы, взысканной в установленном законом порядке, при отсутствии достоверных и допустимых доказательств со стороны административного ответчика о надлежащем и своевременном исполнении обязательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда о взыскании с Каспарова В.А. пени на недоимку по страховым взносам, поскольку начисление пени в данном случае является правомерным, процедура и порядок взыскания, установленные статьями 21, 22 Закона №212-ФЗ, соблюдены.
Утверждение заявителя о том, что ранее с него были взысканы пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2011 год, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку заочным решением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского административного округа города Мурманска, временно замещающего мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского округа города Мурманска от 14.12.2012, с Каспарова В.А. были взысканы пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2011 год, по состоянию на 06 сентября 2011 года. Тогда как, согласно представленному административным истцом расчету, заявленные к взысканию пени по настоящему спору исчислены, начиная с 24 сентября 2011 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, который правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения судом, не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 июля 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Каспарова Владимира Артемовича – без удовлетворения.
председательствующий
судьи