Судья Михеева Т.А. Дело № 33-2315
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2015 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Рогожина Н.А., Зубовой Т.Н.,
при секретаре Агибалове В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова А.В. к администрации г. Орла, Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Кириллова А.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 09.07.2015, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Кириллова А.В.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения Кириллова А.В. и его представителя по доверенности Новикова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Егоркина В.В., представителя Департамента здравоохранения Орловской области, Департамента топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенностям Бухвостовой О.А., представителя УМВД России по Орловской области по доверенности Мирончук Е.А., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Кириллов А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указал, что 26.07.1990 решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов № 315 он и члены его семьи – отец ФИО9, мать ФИО17 и брат ФИО10 были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылался, что является ветераном боевых действий в связи с нахождением в служебной командировке в составе группы оперативного управления МВД России в Чеченской Республике и прилегающих регионах в период с 01.08.1995 по 15.09.1995.
02.03.2005 на основании архивной выписки от 07.09.2004 № ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Администрацией г. Орла отказано в признании за ним права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, поскольку удостоверение ветерана боевых действий было получено им после 01.01.2005.
Полагая, что приобрел статус ветерана боевых действий до 01.01.2005, просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки, установленных подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» об обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005; обязать администрацию г. Орла включить в список льготной категории граждан (ветеранов боевых действий), нуждающихся в обеспечении жильем, с даты фактической постановки на учет, то есть 26.07.1990.
Определением суда от 06.05.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Кириллов А.В. просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что приобрел статус ветерана боевых действий с момента внесения Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ изменений в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, которым к их числу была отнесена Чеченская Республика. Ссылается, что ветераном боевых действий являлся в силу закона, вне зависимости от даты получения соответствующего удостоверения.
Правовой механизм выдачи удостоверений ветеранов боевых действий был закреплен лишь Приказом МВД РФ от 07.05.2004 № 282. Исходя из установленного им регулирования, Кириллов А.В. не имел возможности получить удостоверение ранее сентября 2004 года, то есть до даты получения архивной выписки от 07.09.2004. УМВД России по Орловской области не было представлено сведений о причинах задержки по выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Обращает внимание, что Пенсионным фондом РФ было признано его право как ветерана боевых действий на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты с 01.01.2005. В связи с этим полагает, что непризнание за ним иными органами государственной власти права на получение мер социальной поддержки является необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, являющегося приложением к названному федеральному закону, предусмотрено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
На основании ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Орловской области в целях реализации указанных положений закона действует Постановление Правительства Орловской области от 04.02.2010 № 34, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее – Порядок).
В силу п.2 Порядка он распространяется на ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
По общему смыслу, закрепленному в указанном нормативном акте, получение мер социальной поддержки обусловлено заявительным порядком и предоставлением лицом, изъявившим желание реализовать свое право, пакета необходимых документов, на основании которого органом местного самоуправления формируется список таких граждан (п.10 Порядка).
Исходя из системной взаимосвязи вышеуказанных норм, осуществление права на получение мер социальной поддержки возможно при одновременном наличии двух условий: предъявления удостоверения ветерана боевых действий, а также постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Правомерность закрепления законодателем указанного выше порядка подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.02.2014 №236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитович С.А. нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Конституционный суд Российской Федерации указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в системе органов внутренних дел установлен Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2004 № 285.
Как следует из материалов дела, ФИО18 с семьей 4 человека (она, муж ФИО9, сын Кириллов А.В., сын ФИО10) на основании ордера от 15.01.1974 № 20 предоставлено право на занятие одной комнаты жилой площадью 12,4 кв.м в квартире по адресу: <адрес> (в настоящее время - <адрес>) (л.д.52).
Решением Советского районного Совета народных депутатов от 16.07.1990 № 315 ФИО13 с семьей 4 человека (она, муж ФИО9, сын Кириллов А.В., сын ФИО10), проживающая в <адрес> жилой площадью 12,4 кв.м в <адрес>, поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилой площади (л.д.53).
Постановлением администрации г. Орла от 31.12.2009 № 4438, с учетом заключения межведомственной комиссии от 29.12.2009 № 226/57, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.44, 46).
ФИО13 на основании договора социального найма жилого помещения от 30.06.2014 № 191 в бессрочное владение и пользование предоставлено для проживания изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности - двухкомнатная квартира общей площадью 50,2 кв.м., в том числе жилой 29,4 кв.м, по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве члена семьи вселены – муж ФИО9, сын ФИО10, сын Кириллов А.В., жена сына ФИО12 (л.д.37-38).
Из справки ЗАО «ЖРЭУ №4» от 26.09.2014 № 1110 усматривается, что в квартире по адресу: <адрес>, совместно с Кирилловым А.В. зарегистрированы 5 человек – ФИО13, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13 (л.д.51).
Согласно архивной выписке Управления внутренних дел Орловской области от 07.09.2004 № 3/4263, милиционер роты ППСМ ОВД Железнодорожного района младший сержант милиции Кириллов А.В. в период с 01.08.1995 по 15.09.1995 находился в служебной командировке в составе группы оперативного управления МВД России в Чеченской Республике и прилегающих регионах (л.д.17).
Сторонами не оспаривалось, что Кириллов А.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 02.03.2005 серии № (л.д.7).
Данное удостоверение было выдано Кириллову А.В. на основании протокола от 02.03.2005 № 6 комиссии УВД по рассмотрению, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий (л.д.24).
Письмом от 16.07.2014 Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области сообщило Кириллову А.В., что правовых оснований для выделения ему социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 04.02.2010 № 34 не имеется, поскольку по состоянию на 01.01.2005 он статусом ветерана боевых действий не обладал (л.д.27).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кириллова А.В. о признании за ним права на получение мер социальной поддержки, поскольку истец по состоянию на 01.01.2005 статусом ветерана боевых действий не обладал и в этом качестве на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Довод жалобы о приобретении Кирилловым А.В. статуса ветерана боевых действий и, как следствие, права на получение мер социальной поддержки, в силу закона с 2002 года, по мнению судебной коллегии, основан на неверном толковании норм материального права, в частности ст. 28 Федерального закона «О ветеранах», согласно которой реализация соответствующих мер социальной поддержки возможна исключительно при предъявлении удостоверения.
Не влечет отмену решения суда и довод жалобы о невозможности получения удостоверения ветерана боевых действий ранее сентября 2004 года.
Как следует из представленных УВМД России по Орловской области суду апелляционной инстанции материалов, решение о выдаче Кириллову А.В. удостоверения ветерана боевых действий, было принято на основании архивной выписки от 21.02.2005.
Доказательств обращения истца в УВМД России по Орловской области с заявлением о его выдаче ранее 01.01.2005, либо нарушения данным органом сроков изготовления и выдачи удостоверения, суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.
Допрошенный в заседании судебной коллегии в качестве специалиста ФИО14, работающий с 2003 года в УРЛС УМВД России по Орловской области, пояснил, что в 2004-2005 г.г. решения о выдаче сотрудникам удостоверений ветеранов боевых действий осуществлялись в течение одной-двух недель после обращения лица с заявлением.
Таким образом, доказательств невозможности оформления удостоверения в период с сентября 2004 года по 01.01.2005 по объективным, не зависящим от истца причинам, не представлено. Кроме этого, как установлено в суде апелляционной инстанции и не оспаривалось Кирилловым А.В., после получения удостоверения 02.03.2005, он в разумные сроки за получением мер социальной поддержки в уполномоченные органы не обратился. Соответствующее заявление было подано им в администрацию г. Орла лишь в 2014 году.
Признание Пенсионным фондом РФ за Кирилловым А.В. права на получение мер социальной поддержки правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется, поскольку ее доводы направлены на переоценку доказательств и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 09.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириллова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи