Адм. дело № 2а-88/2020
УИД 51RS0019-01-2020-000138-86
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г.Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Михальченко М.И.,
с участием
административного истца Козыревой Г.В.,
старшего помощника прокурора г. Полярные Зори Кривенковой Н.А.,
представителя административного ответчика - Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией и заинтересованного лица – МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» Буркгарт Ю.С.,
заинтересованного лица ООО «УК Полярные Зори» Сердюк М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Полярные Зори в интересах Козыревой Г.В. к Администрации г.Полярные Зори с подведомственной территорией об обязании принять меры к признанию многоквартирного жилого дома №14 по проспекту Нивский в г.Полярные Зори Мурманской области аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Полярные Зори обратился в суд с иском в интересах Козыревой Г.В. к Администрации г.Полярные Зори с подведомственной территорией об обязании принять меры к признанию многоквартирного жилого дома №14 по проспекту Нивский в г.Полярные Зори Мурманской области аварийным.
В обоснование заявленных требований указано, что Козырева Г.В. является собственником жилого помещения – <адрес>.
В соответствии с ч.1, 2 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, обеспечения сохранности жилищного фонда (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению в пределах своих полномочий условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда, многоквартирных домов, непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ (п.8 и п.10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что многоквартирный дом может быть признан непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В силу п.34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства, а также требований Положения, регламентирующих процедуру рассмотрения вопроса межведомственной комиссией вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным, надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией, относится к полномочиям административного ответчика.
Установлено, что Козырева Г.В. неоднократно обращалась в контролирующие органы по вопросу наличия трещины на фасаде дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори и с просьбой принять меры по проведению ремонтных работ и защите ее жилищных прав.
21.01.2019 и 01.03.2019 ООО «УК Полярные Зори» направляло в адрес Администрации г. Полярные Зори информацию о наличии трещины на внешних стенах вышеуказанного дома и необходимости принятия мер по обеспечению безопасности людей, в том числе о необходимости обследования данного дома межведомственной комиссией с привлечением квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций.
Вместе с тем, свои публичные полномочия в этой сфере ответчик надлежащим образом не осуществляет. Несмотря на соответствующее обращение Козыревой Г.В. и информацию ООО «УК Полярные Зори» оценка соответствия жилого дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори установленным требованиям до настоящего времени не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию, при отсутствии каких-либо препятствий, ответчик не обратился.
При наличии достаточных оснований полагать, что вышеуказанный жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, проживание в нем является опасным, бездействие администрации г. Полярные Зори, на которой лежит обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, является незаконным.
Непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц, в том числе Козыревой Г.В.
На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления об уточнении административных исковых требований (т.1, л.д.191), прокурор г.Полярные Зори просил признать незаконным бездействие Администрации г.Полярные Зори по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда в многоквартирном жилом доме 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори и своевременному принятию решения о признании вышеуказанного многоквартирного жилого дома аварийным; обязать администрацию г. Полярные Зори с подведомственной территорией в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к признанию многоквартирного жилого дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори аварийным путем организации проведения обследования специализированной организацией фасада многоквартирного дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори и обращения в межведомственную комиссию с заявлением о признании названного многоквартирного жилого дома аварийным.
В ходе рассмотрения дела административный истец Козырева Г.В. поддержала требования прокурора и пояснила, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Примерно пять лет назад при проведении ремонтных работ и снятии старых обоев, впервые обнаружила сквозную трещину, проходящую по стене квартиры. При этом о сквозном характере трещины свидетельствовал дующий с улицы ветер. Несмотря на неоднократные обращения в контролирующие организации, до настоящего времени данный недостаток не устранен, вследствие чего она лишена возможности проживать в своей квартире.
Старший помощник прокурора г. Полярные Зори Кривенкова Н.А. поддержала административные исковые требования с учетом произведенных уточнений в полном объеме. Полагала, что бездействие Администрации г.Полярные Зори по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда в многоквартирном жилом доме 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори и своевременному принятию решения о признании вышеуказанного многоквартирного жилого дома аварийным установлено и доказано в ходе судебного разбирательства. Действия и доводы административного ответчика свидетельствуют о намерении переложить обязанность по исполнению установленных законом мероприятий на управляющую организацию. Указанный в исковом заявлении двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для принятия мер к признанию многоквартирного жилого дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори аварийным путем организации проведения обследования специализированной организацией фасада многоквартирного дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори, для последующего его предоставления в межведомственную комиссию, полагает разумным и достаточным.
Представитель административного ответчика Администрации г. Полярные Зори и заинтересованного лица – МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» Буркгарт Ю.С., действующая на основании доверенностей от 01.10.2019 и от 16.09.2019 (т.2, л.д.15-16), против удовлетворения заявленных административным истцом требований возражала.
Из пояснений Буркгарт Ю.С. и письменного отзыва от 14.05.2020 (т.2, л.д.20-24) следует, что в период с 01.10.2018 обслуживание многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори осуществляло ООО «УК Полярные Зори» на основании договора оказания услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома от 01.10.2018, с 17.04.2019 вышеуказанный дом находиться под управлением ООО «УК Полярные Зори» на основании договора управления многоквартирным домом.
Фактическое наличие выявленных дефектов (трещин на внешних стенах на протяжении всей высоты здания, трещин по всей длине опоры железобетонной перемычки оконного проема первого этажа), установленных специалистами ООО «УК Полярные Зори», а также в ходе проведенного осмотра представителями Отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Полярные Зори и МКУ «ОИОиМК», Администрация г. Полярные Зори в ходе рассмотрения дела не оспаривала.
13.05.2019 Государственной жилищной инспекцией Мурманской области по результатам проверки управляющей организации выдано предписание №**, в соответствии с которым на ООО «УК Полярные Зори» возложена обязанность по установке маяков на трещине фасада дома и осуществлении контроля за ними, а при отсутствии фактов увеличения трещины рекомендовано принять меры по ремонту фасада.
В период с 14.11.2019 по 29.11.2019 состоялось внеочередное собрание собственников помещений в МКД №14 по пр.Нивский с целью утверждения размера платы на проведение строительной экспертизы и источника финансирования, по результатам которого собственниками помещений в МКД принято решение о проведении независимой строительно-технической экспертизы фасада МКД за счет средств собственников, о наделении ООО «УК Полярные Зори» полномочиями на сбор денежных средств для проведения строительно-технической экспертизы для дальнейшей передачи экспертной организации и заключения соответствующего договора, при условии 100% оплаты ее проведения.
В соответствии с ч.6 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме, в установленном порядке не оспорено.
Доводы о бездействии Администрации г. Полярные Зори в части неисполнения обязанности по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда и своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, неисполнение которых может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций МКД №14 по пр.Нивский или его части, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц, административный ответчик полагает необоснованными.
Все поступившие обращения Козыревой Г.В., указанные в административном иске, рассмотрены, по указанным в нем фактам проведены проверки, заявителю направлены соответствующие ответы, управляющей организацией инициировано и проведено общее собрание собственников помещений в МКД с целью разрешения вышеуказанных вопросов.
Иных обращений Козыревой Г.В., иных собственником (пользователей) жилых помещений МКД №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори по вопросу признания дома аварийным в Администрацию г. Полярные Зори и МКУ «ОИОиМК» не поступало, в связи с чем обследование многоквартирного дома в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, межведомственной комиссией не проводилось, решение о признании дома аварийным не принималось.
Выводы административного истца о том, что, несмотря на поступившие обращения Козыревой Г.В. и ООО «УК Полярные Зори», оценка соответствия жилого дома установленным требованиям с привлечением квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций до настоящего времени не проведена, соответствующее заявление в межведомственную комиссии не направлено, полагает не соответствующими действующему законодательству. Норма, прямо обязывающая орган местного самоуправления, в том числе как собственника муниципального жилого фонда (как и иного другого собственника помещений в многоквартирном доме), организовать проведение обследования специализированной организацией общего имущества собственников МКД и обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствует.
С учетом норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в случае управления МКД управляющей организацией, бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом МКД, при этом размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственником с учетом предложений управляющей организации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, предусматривающими что должно включаться в содержание и технической обслуживание дома, установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
При этом административный ответчик придерживается позиции, что все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от указания в договоре соответствующих конкретных действий.
С учетом изложенного полагает, что обязанность по своевременному принятию мер в части обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обслуживанию жилищного фонда, в том числе обязанность по принятию срочных мер по обеспечению безопасности людей, исправного состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и предупреждению его дальнейшего разрушения, который включают в себя обязанность по составлению перечня мероприятий и установлению объема работ для подготовки здания к эксплуатации, уточнению объемов работ по текущему ремонту, а также определению неисправностей и повреждений, устранение которых требует капитального ремонта, обязанность по определению технического состояния конструкций, с учетом выявления имеющихся дефектов и повреждений, с целью установления степени повреждения и комплекса строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей конструктивных элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей в рамках текущего или капитального ремонта возложены на организацию по обслуживанию жилищного фонда, а не на Администрацию г. Полярные Зори, как собственника части жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Аналогичные по своему содержанию доводы о возложении бремени содержания общего имущества собственников многоквартирного дома на всех собственников такого дома, и об отнесении вопроса организации обследования спорного многоквартирного дома специализированной организацией на предмет его технического состояния, порядка финансирования указанных расходов к компетенции общего собрания собственником МКД, отражены в отзыве МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» от 06.05.2020 (т.1, л.д.211-214).
Из пояснений представителя заинтересованного лица ООО «УК Полярные Зори» Сердюк М.П., действующей на основании доверенности от 01.10.2018 (т.2, л.д.80), а также письменного отзыва ООО «УК Полярные Зори» (т.1, л.д.205-206) следует, что специалистами управляющей компании в январе 2019 года проведен визуальный осмотр указанного МКД, в ходе которого выявлено наличие трещин на внешних стенах на протяжении всей высоты здания, трещин по всей длине опоры железобетонной перемычки оконного проема первого этажа, о чем незамедлительно 21.01.2019 в адрес МКУ «ОИОиМК», Администрации г. Полярные Зори и МКУ «Управление городским хозяйством» направлена соответствующая информация.
С учетом выданного в адрес ООО «УК Полярные Зори» предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, на фасаде дома установлены маяки и в период с 07.06.2019 по 26.07.2019 осуществлялось систематическое наблюдение за их состоянием. Поскольку в установленный в предписании срок фактов увеличения трещины либо появления новых зафиксировано не было, в адрес ГЖИ Мурманской области направлена соответствующая информация.
В целях выполнения предписанных работ по ремонту трещины, определения объема работ и требующихся материалов, 24.10.2019 специалистами ООО «УК Полярные Зори» осуществлен визуальный осмотр фасада дома и маяков. В результате которого обнаружена видимая трещина на маяке, расположенном на торцевой стене фасада со стороны первого подъезда.
01.11.2019 в адрес администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией и МКУ «ОИОиМК» также направлена соответствующая информация с предложением провести обследование указанного многоквартирного дома межведомственной комиссией с привлечением квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций.
С целью недопущения нарушения прав граждан, Администрация г. Полярные Зори, как собственник жилых помещений в спорном МКД, вправе организовать проведение обследования дома для последующего принятия решения о признании/непризнании многоквартирного дома/жилых помещений пригодными/непригодными для проживаниями, либо аварийными и подлежащими сносу.
Со стороны ООО «УК Полярные Зори» также было проведено общее собрание собственников жилых помещения в доме 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори, по результатам которого разрешен вопрос о наделении управляющей компании полномочиями по проведению строительно-технической экспертизы за счет средств собственников, при этом муниципальной образование является собственником жилых и нежилых помещений в данном МКД (27,3% от общей площади МКД).
Полагает, что Администрация г. Полярные Зори пытается переложить установленные в силу закона обязанности на управляющую компанию. Административные исковые требования прокурора г. Полярные Зори расценивает как обоснованные и подлежащие удовлетворению.
Выслушав административного истца Козыреву Г.В., старшего помощника прокурора г. Полярные Зори Кривенкову Н.А., представителя административного ответчика – Администрации г. Полярные Зори и заинтересованного лица – МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» – Буркгарт Ю.С., представителя заинтересованного лица ООО «УК Полярные Зори» Сердюк М.П., изучив материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Административный истец Козырева Г.В., которой на праве собственности принадлежит жилое помещение в спорном многоквартирном жилом доме, ***, обратилась в прокуратуру г. Полярные Зори с заявлением о защите ее жилищных прав (т.1, л.д.12-15), в связи с чем обращение прокурора с настоящим административным иском в суд в защиту ее интересов правомерно.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Разрешение вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из них отношений, регулируемых жилищным законодательством, на необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3, 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Муниципальное образование городской округ Полярные Зори с подведомственной территорией в ходит в состав Мурманской области (статья 1 Устава), границы муниципального образования определяют территорию муниципального образования как городского округа, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (статья 2 Устава).
В соответствии с законом Мурманской области в состав территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией входят город Полярные Зори и сельские населенные пункты: Африканда, Зашеек. Административным центром муниципального образования является г. Полярные Зори.
В силу ч.1 ст.7 Устава, к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования (п.3); обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
Согласно ч.1 ст. 46 Устава, полномочия муниципального образования - собственника муниципального имущества - осуществляет администрация города. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Совета депутатов и Главы города.
С учетом положений п.5 ч.1 ст. 36 Устава, Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах, отнесенных федеральными законами, законами Мурманской области, настоящим Уставом к ее полномочиям, в том числе, в сфере жилищных отношений: создает в установленном Советом депутатов порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, Администрация муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия муниципального образования по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, включая вопросы осуществления контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
При этом в муниципальной собственности г. Полярные Зори находится 43 жилых помещения в доме 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори (т.1, л.д.18).
Жилые помещения являются объектами жилищных прав. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.1, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).
Согласно п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктом 34 Положения установлено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии с п.7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
К полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание в установленном им порядке комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В силу п.42 Положения, основанием для проведения комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения могут являться заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.п. «г» п. 45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения наряду с иными документами заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Судом установлено, что административный истец Козырева Г.В. неоднократно обращалась в Администрацию г. Полярные Зори, в государственную жилищную инспекцию Мурманской области, в прокуратуру г. Полярные Зори, в МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» по вопросу наличия щелей в стенах квартиры <адрес>, трещины на фасаде указанного многоквартирного жилого дома (т.1, л.д.21, 159, 170, 171, 184, т.2, л.д.65, 67, 106).
21.01.2019 ООО «УК Полярные Зори» уведомило Администрацию г. Полярные Зори, МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори», МКУ «Управление городским хозяйством» о том, что в ходе проведения визуального осмотра МКД, расположенного по адресу: пр.Нивский, д.14, специалистами управляющей организации выявлено наличие трещин на внешних стенах на протяжении всей высоты здания, трещина на всю дину опоры железобетонной перемычки оконного проема первого этажа, с просьбой провести обследование данного МКД с целью окончательной оценки технического состояния здания и разработки мероприятий по устранению причин появлению трещин, а также их ликвидации (т.2, л.д.48).
На основании распоряжения главы муниципального образования г. Полярные Зори от 07.02.2019 №23р, осмотр здания МКД, расположенного по адресу: г. Полярные Зори, пр.Нивский, д.14, проведен 08.02.2019 с привлечением специалистов администрации г. Полярные Зори и управляющей организации (т.1, л.д.19, т.2, л.д.109).
Согласно акту №1 осмотра здания, сооружения от 08.02.2019, на боковом и центральном фасаде здания (1 подъезд дома 14 по пр.Нивский) выявлены трещины на протяжении всей высоты здания с 1 по 5 этаж, в том числе несколько трещин проходят во всю длину опор железобетонных перемычек оконных проемов с 1 по 5 этаж. Под оконным проемом 1 этажа нарушена кирпичная кладка – разрушены кирпичи, в стене образовались пустоты. Маяки на здании не установлены, в связи с чем невозможно определить степень деформации кирпичных стен, и тем самым, определить необходимость проведения текущего или капитального ремонта, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МКД 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (т.1, л.д.20, т.2, л.д.43, 110-116).
По результатам проведенного осмотра в адрес ООО «УК Полярные Зори» выданы рекомендации об устранении выявленных нарушений в срок до 24.05.2019 путем организации систематического наблюдения за трещинами, вызвавшими повреждение кирпичных стен с помощью установки маяков. В случае установления увеличения деформации рекомендовано приять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего ее развития, а также провести строительную экспертизу с целью определения технического фасада здания №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори (т.2, л.д.44, 117).
13.05.2019 в адрес ООО «УК Полярные Зори» выдано предписание Государственной жилищной инспекции по Мурманской области №**, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность по установке маяков на трещине фасада указанного многоквартирного дома и осуществлении наблюдения за ними. При отсутствии фактов увеличения трещины рекомендовано принять меры по ремонту фасада. Срок исполнения предписания – до 26.07.2019 (т.1, л.д.183, т.2, л.д.120).
Специалистами управляющей компании в летний период времени на фасаде дома были установлены маяки и осуществлялось систематического наблюдение за их состоянием. Согласно копии журнала наблюдения за маяками, установленными по адресу: г. Полярные Зори, пр.Нивский, д.14. в период с 07.06.2019 по 26.07.2019 –раскрытие отсутствует (т.2 л.д.121-123).
26.07.2019 ООО «УК Полярные Зори» по результатам выполненных мероприятий в адрес ГЖИ Мурманской области направлена информация об отсутствии фактов, свидетельствующих об увеличении трещины либо появления новых, а также сведения о запланированных работах по ремонту трещины до 01.10.2019 (т.2, л.д.124).
09.08.2019 в рамках осуществления муниципального контроля, на основании распоряжения МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» от 05.08.2019 №198 р (т.1, л.д.166-167, т.2, л.д.69-70), в отношении ООО «УК Полярные Зори» также проведена документарная и выездная проверка, в ходе которой установлено, что за период обслуживания в УК поступило 1 обращение по вопросу проведения работ по устранению трещины на фасаде МКД №14, перенаправленное администрацией г. Полярные Зори 15.07.2019. В июне 2019 г. по указанному вопросу в отношении УК проводилась проверка ГЖИ Мурманской области. С целью исключения факта разрушения дома и установления причин возникновения трещины на фасаде, специалистами УК выполнены мероприятия по установке соответствующих маяков и осуществлению систематического наблюдения за их состоянием. По состоянию на 09.08.2019 фактов увеличения трещины, либо появления новых трещин не зафиксировано. Работы по ремонту трещины на фасаде данного МКД планируется выполнить до 01.10.2010 (т.1, л.д.162-165, т.2, л.д.71-73). При этом в акте отмечено, что по фасаду дома с левой стороны первого подъезда явно усматриваются трещины до 3 этажа.
Однако, как следует из пояснений представителя ООО «УК Полярные Зори» при осуществлении осмотра фасада дома №14 по пр.Нивский в целях определения объема работ и требующихся строительных материалов с учетом специфики трещины и конструкции стены дома, 24.10.2019 специалистами управляющей компании при визуальном осмотре фасада МКД и маяков установлен факт наличия видимой трещины на маяке №2, расположенном на торцевой стене фасада со стороны первого подъезда, что может свидетельствовать о развитии деформации несущей стены здания. Указанные обстоятельства подтверждены актом осмотра фасада МКД №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори от 24.10.2019 (т.2, л.д.125).
С учетом изложенного, суд полагает обоснованными доводы управляющей компании о невозможности при установленных обстоятельствах проведения ремонта трещины на фасаде данного МКД, а также о необходимости обследования многоквартирного дома с целью недопущения нарушения прав собственников/пользователей жилых помещений данного МКД
Об установленных фактах ООО «УК Полярные Зори» уведомило Администрацию г. Полярные Зори и МКУ «ОИОиМК г. Полярные Зори» путем направления соответствующего письма от 01.11.2019 (т.1, л.д.161).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено соответствующими материалами дела наличие обстоятельств, свидетельствующих о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома 14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори Мурманской области, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома.
Несмотря на наличие неоднократных обращений в администрацию г. Полярные Зори как со стороны граждан, проживающих в данном многоквартирном жилом доме (09.02.2019, 23.04.2019, 15.07.2019, 11.08.2019, 20.01.2020), так и предоставление соответствующей информации со стороны управляющей организации, до настоящего времени каких-либо мер для установления характера имеющегося дефекта фасада дома путем организации его обследования специализированной организацией, для последующего предоставления документов в межведомственную комиссию с целью разрешения вопроса о возможности и необходимости признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, со стороны органа местного самоуправления, на который в силу закона возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, не предпринимается.
При этом судом учитывается, что Администрация г. Полярные Зори располагает информацией о степени изношенности и неудовлетворительном состоянии многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори на протяжении длительного периода времени, о чем свидетельствуют представленные в ходе судебного заседания данные о включении спорного дома в муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы», утвержденную постановлением главы муниципального образования г. Полярные Зори от 17.03.2003 №155. Согласно приложению №1 к программе, дом №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори по состоянию на 01.01.2003 включен в перечень аварийных жилых домов.
С учетом совокупности изученных в ходе рассмотрения дела сведений и документов, приведенные административным ответчиком доводы о том, что многоквартирный жилой дом №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори был включен в названную программу как требующий капитального ремонта, и не вошел в последующем в перечень домов, которые по состоянию на 01.01.2009 были признаны аварийными соответствующими постановлениями главы муниципального образования, не опровергают обстоятельств, имеющих значение для разрешения заявленных прокурором требований по существу.
Также установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства включение данного МКД в муниципальную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2014-2043 годы (постановление главы муниципального образования от 19.12.2013 №1816), в результате чего в отношении спорного дома выполнен капитальный ремонт фундамента. Однако указанное обстоятельство не исключает и не опровергает обоснованных и документально подтвержденных доводов о том, что выявленный недостаток фасада многоквартирного жилого дома в виде трещины, при наличии доказательств ее увеличения и продолжающейся деформации, создает опасность для проживания в нем, может повлечь необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного дома или его части.
По указанным основаниям, суд находит несостоятельными и не основанными на нормах закона озвученные в ходе рассмотрения дела доводы административного ответчика о том, что устранение выявленного недостатка возможно в рамках осуществления текущего или капитального ремонта, поскольку МКД аварийным не признан.
Непринятие своевременных мер административным ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц, в том числе Козыревой Г.В.
С учетом совокупности исследованных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Полярные Зори о признании незаконным бездействия администрации г. Полярные Зори в части осуществления контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда и своевременному принятию мер для признания многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г.Полярные Зори Мурманской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права административного истца, администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома специализированной организацией с последующим обращением в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори аварийным и предоставлением соответствующего заключения.
Заявленный прокурором г. Полярные Зори двухмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу для принятия мер по организации обследования фасада многоквартирного дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори специализированной организацией с последующим обращением в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори аварийным и предоставлением соответствующего заключения, суд оценивает как разумный и достаточный.
Доводы администрации г. Полярные Зори о том, что поскольку ООО «УК Полярные Зори» приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению указанным МКД, то в силу действующего законодательства именно управляющая организация должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в спорном МКД; самостоятельно принимать меры для осуществления указанных обязательств и определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг и обеспечения содержания ремонта общего имущества в МКД с учетом степени износа и иных характеристик конструктивных элементов МКД; несет обязанность по проведению технического обследования стены многоквартирного дома с привлечением специализированной организации дома для оценки технического состояния конструктивного элемента многоквартирного дома, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не исключают возложенных на орган местного самоуправления в силу закона обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, а также обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Доводы администрации г. Полярные Зори о том, что собственники жилых помещений в указанном доме могут и реализовали право проведения общего собрания с целью решения вопроса о проведении обследования конструкций жилого дома путем проведения строительно-технической экспертизы с возложением соответствующих полномочий на ООО «УК Полярные Зори», не влияют на изложенные в решении выводы суда о незаконном бездействии администрации муниципального образования г. Полярные Зори по непринятию решений, связанных с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку указанные обстоятельства не освобождают администрацию г. Полярные Зори как орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него публичных полномочий и требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Доводы администрации г. Полярные Зори о том, что иных обращений по вопросу признания данного МКД аварийным не поступало, также не опровергают установленных выше обстоятельств.
Разрешение вопроса о привлечении к участию в деле правообладателей иных жилых помещений было поставлено на обсуждение сторон при подготовке дела к рассмотрению, однако поскольку правовыми последствиями выполнения административным ответчиком указанных в иске действий на данном этапе напрямую не затрагиваются имущественные права собственников жилых помещений, не сопряжены с принудительным отчуждением имущества, не влекут прекращение права собственности на жилые помещения, суд пришел к выводу о том, что принятием решения по настоящему делу вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, не затрагивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Полярные Зори в интересах Козыревой Г.В. удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией в части осуществления контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда и своевременному принятию мер для признания многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г.Полярные Зори Мурманской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации обследования фасада многоквартирного дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори специализированной организацией с последующим обращением в межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании многоквартирного жилого дома №14 по пр.Нивский в г. Полярные Зори аварийным с предоставлением соответствующего заключения.
Об исполнении решения суда сообщить в суд, административному истцу и прокурору г. Полярные Зори в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Ханина