Дело № 2а-7797/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 22 октября 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Губерновой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рогулина И. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании незаконным предписания от 23.07.2018 года № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации,
установил:
административный истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что он (Рогулин И.П.) является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 487 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. 23.07.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства сроком исполнения до 23.01.2019, в связи с тем, что Рогулин И.П. использует часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3,78 кв.м. С указанным предписанием административный истец не согласен, указывает, что в 2016 году было перераспределение земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в ходе которого был сформирован новый земельный участок. При этом, границы со смежным земельным участком с кадастровым номером № не изменялись. Забор на земельном участке с кадастровым номером № был поставлен Рогулиным И.П. в границах его участка, после нанесения точек на местности кадастровым инженером.
Просит признать незаконным предписание от 23.07.2018 года № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации
Протокольным определением от 14.09.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Аксенов С. В..
Протокольным определением от 08.10.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Коноплева Е. С..
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Зайцева К.К. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Ранее в судебном заседании, пояснила, что на спорный земельный участок вновь выезжал кадастровый инженер, результат остался прежним, полагала, что Аксеновым С.В. неверно произведены замеры.
Представители административного ответчика по доверенности Некипелова И.А., Чахутина О.М. в судебном заседании с требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, в удовлетворении требований просили отказать. Представитель административного ответчика Некипелова И.А. полагала, что административным истцом не представлено доказательств незаконности оспариваемого предписания.
Заинтересованное лицо Коноплева Е.С. с административными исковыми требованиями не согласилась, полагала, что имеется нарушение, забор Рогулина И.П. занимает часть площади земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.
Заинтересованное лицо государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Аксенов С.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Заслушав стороны, показания свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Рогулин И.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 487 кв.м., расположенного по адресу <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 09.11.2015.
Собственником соседнего (смежного) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600+/-9 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, является Коноплева Е.С.
02.07.2018 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области поступила жалоба Коноплевой Е.С. с просьбой проверить правильность установленного забора на смежном участке с кадастровым номером №
05.07.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области вынесено распоряжение за № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Рогулина И.П. на земельных участках с кадастровыми номерами № и №
Согласно акту проверки от 23.07.2018 № при проведении внеплановой, выездной проверки, установлено, что Рогулин И.П. использует часть земельного участка с кадастровым номером № (3,78 кв.м.) в нарушение земельного законодательства, выразившееся в несоблюдении ст.ст. 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации.
23.07.2018 государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Аксеновым С.В. вынесено предписание № об устранении указанного выше нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 21.01.2019 года.
Из статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по государственному земельному надзору.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальным органом Росреестра, выполняющим функции по государственному земельному надзору на территории Вологодской области, является Управление Росреестра по Вологодской области.
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».
В силу части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года № 486 (далее Административный регламент), закреплено право государственного инспектора по использованию и охране земель выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Порядок проведения проверок и форма предписания также установлены названным выше Административным регламентом.
Согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих правомочность использования части земельного участка с кадастровым номером № площадью 3,78 кв.м.
Довод административного истца о расположении забора в границах земельного участка с кадастровым номером № опровергается материалами дела в их совокупности.
Проверка на земельном участке, принадлежащем Рогулину И.П. проводилась с применением комплекта спутниковой геодезической Hiper SP-аппаратуры в системе координат МСК-35, с определением координат характерных точек границ и сравнением их с координатами, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, определением площади огороженного и используемого заявителем земельного участка и сопоставлением определенной в ходе проверки площади земельного участка со сведениями правоустанавливающих документов, в связи с чем предписание и схема фактических границ, составленные Аксеновым С.В., содержат объективные сведения о площади самовольно занятой и используемой части земельного участка, при этом, доводы административного ответчика о применении кадастровым инженером и Аксеновым С.В. различных систем координат не нашли своего подтверждения.
На момент проведения проверки 23 июля 2018 года несоответствие фактических границ проверяемого земельного участка, сведениям государственного кадастра недвижимости, установлено в полном объеме и документально подтверждено имеющимися в материалах проверки документами.
Вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Вологодской области, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.
Судом учитывается, что срок для исполнения предписания является достаточным – до 21.01.2019 года, Рогулин И.П. не лишен права разрешить спорные вопросы в ходе исполнения оспариваемого предписания.
Кроме того, административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав действиями государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Аксенова С.В. по выдаче предписания.
Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует, в связи с чем требования Рогулина И.П. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Рогулина И. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании незаконным предписания от 23.07.2018 года №1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2018 года.