№ 2а-653/2020
64RS0043-01-2019-006378-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2020 года г.Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Шушпановой О.В.,
с участием представителя административного истца Косаревой С.В.,
при секретаре Чесноковой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Город Саратов» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от <дата> № незаконным и его отмене,
у с т а н о в и л:
Административный истец - Администрация МО «Город Саратов» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) о признании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от <дата> № незаконным и его отмене, мотивировав свои требования тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в адрес Администрации МО «Город Саратов» вынесено предписание от <дата> № «О выполнении работ по дератизации на территории муниципального образования «Город Саратов».
Администрации МО «Город Саратов» предписано выполнить следующие мероприятия:
- п. 1. организовать и провести сплошную дератизацию в прилегающих к природному очагу ГЛПС – природный парк «Кумысная поляна» постройках в зимний период (декабрь) и на прилегающих к ним территориях, особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами. Срок исполнения: до <дата>;
- п. 2. провести контроль эффективности дератизационных мероприятий в обеззараженной зоне, при неудовлетворительных результатах повторить обработку. Срок исполнения: до <дата>;
- п. 3. о проделанной работе проинформировать в письменном виде территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове. Срок исполнения: до <дата>.
Администрация МО «Город Саратов» полагает указанное предписание незаконным и подлежащим отмене, поскольку администрация МО «Город Саратов» и администрации районов МО «Город Саратов» не являются балансодержателями жилых зданий и построек, расположенных на территории, прилегающей к лесопарку «Кумысная поляна», а также предписано организовать и провести сплошную дератизацию в зимний период, который обусловлен периодом с 01 декабря по 01 марта, тогда как в предписании указан срок до <дата>, тем самым пункт противоречит сам себе.
О дате, месте и времени лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Косарева С.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, дополнительно пояснила, что невозможно установить адресную принадлежности территории, где необходимо проводить указанные в предписании мероприятия. Данное предписание неисполнимое, указанные в нем сроки нереальные.
Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Саратовской области о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения на административное исковое заявление в письменном виде (л.д. 57-60 т. 1), письменные пояснения по административному исковому заявлению (л.д. 74-75 т. 1).
Представители заинтересованных лиц Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», Администрации Заводского района МО «Город Саратов», Администрации Кировского района МО «Город Саратов», Администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, представителей заинтересованных лиц Администрации Заводского района МО «Город Саратов», Администрации Кировского района МО «Город Саратов», Администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» в силу ст. 150 КАС РФ, так как их явка обязательной не признавалась.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования частично.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту – КАС РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в адрес Администрации МО «Город Саратов» вынесено предписание от <дата> № «О выполнении работ по дератизации на территории муниципального образования «Город Саратов».
Администрации МО «Город Саратов» предписано выполнить следующие мероприятия:
- п. 1. организовать и провести сплошную дератизацию в прилегающих к природному очагу ГЛПС – природный парк «Кумысная поляна» постройках в зимний период (декабрь) и на прилегающих к ним территориях, особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами. Срок исполнения: до <дата>;
- п. 2. провести контроль эффективности дератизационных мероприятий в обеззараженной зоне, при неудовлетворительных результатах повторить обработку. Срок исполнения: до <дата>;
- п. 3. о проделанной работе проинформировать в письменном виде территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове. Срок исполнения: до <дата>. (л.д. 15-16 т.1).
Администрация МО «Город Саратов» с вынесенным в ее адрес указанным выше предписанием не согласна, в связи с чем обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 11 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
При этом, согласно ч. 1 ст. 29 и п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу ст. 50 Закона №52-ФЗ за должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Из анализа положений статей 11, 44, 50 Закона №52-ФЗ следует, что основанием для выдачи предписания является выявленный факт нарушения требований санитарного законодательства.
В силу пункта 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 (далее – Положение), надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Из совокупности указанных норм следует, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, которые имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - государственный надзор) определен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 г. № 476. При этом, государственный надзор включает в себя:
а) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор;
д) выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Таким образом, суд приходит к выводу, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове в целях выполнения функций по государственному надзору вправе выдавать соответствующие предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по дератизации в очагах инфекционных заболеваний.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 Закона №52- ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Также, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, органы местного самоуправления обязаны осуществлять систему мер санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера (ст. 2 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как установлено, оспариваемое предписание в адрес административного истца было выдано в связи с неустойчивой эпидемиологической ситуацией по ГЛПС на территории г. Саратова. Данное предписание предполагает проведение работ дератизации в очагах инфекционных заболеваний, осуществление контроля об эффективности проведения работ.
Предписание от <дата> № «О выполнении работ по дератизации на территории муниципального образования «Город Саратов» вынесено на основании:
- экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от <дата> по результатам эпизоотологического обследования территории природного парка «Кумысная поляна» (зеленая зона г. Саратова) по периметру, прилегающему к жилым кварталам г. Саратова (л.д. 34-36 т. 1), согласно которому полученные данные свидетельствуют о неравномерности распределения мелких млекопитающих по периметру природного парка «Кумысная поляна». Наибольшие показатели численности отмечены в районах пос. Поливановка, 10-й, 3-й, 2-й Дачных (Ленинский район) и в Смирновском ущелье (Октябрьский район) в широколиственных плакорных и байрачных (овражно-балочных) лесах. В настоящий период размножение мелких млекопитающих в лесных биотопах этого природного парка закончилось.
- экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от <дата> по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований на ГЛПС материала, доставленного из природного парка «Кумысная поляна» (зеленая зона г. Саратова) (л.д. 39-40 т.1), согласно которому полученные результаты свидетельствуют о продолжении интенсивной циркуляции хантавирусов в очагах ГЛПС на Кумысной поляне, прежде всего в байрачных лесах, и сохранении фазы эпизоотического распространения хантавирусов.
- результатах лабораторного исследования мелких млекопитающих ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от <дата> (л.д. 41-42, 46-49 т. 1).
Таким образом, предписание выдано по результатам расследования причин возникновения инфекционного заболевания: сложившегося природного очага по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории муниципального образования «Город Саратов».
Также установлено, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, в целях исполнения требований СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Так, согласно СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом» устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС). Контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ГЛПС проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 6.4 данных СП).
В соответствии с положениями п.п. 7.1, 7.2, 7.3 СП 3.1.7.2416-10 основой профилактических мероприятий в борьбе с ГЛПС на очаговых территориях разного типа остается неспецифическая профилактика:
- неспецифические профилактические мероприятия осуществляют посредством комплекса методов и средств дератизации и дезинфекции;
- неспецифические профилактические мероприятия проводят не на всей территории очага, а в соответствии с эпидемическим и эпизоотическим его значением.
Дератизационные мероприятия - комплекс профилактических и истребительных мер, осуществление которых позволяет снизить численность грызунов на территории природных и антропургических очагов ГЛПС методами и средствами дератизации.
Дератизационные истребительные мероприятия при ГЛПС проводят в соответствии с действующими методическими указаниями, с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами. Применяемые средства должны иметь свидетельство о государственной регистрации и инструкцию (методические указания) по применению в соответствии с действующими нормативными документами.
Мероприятия по профилактике ГЛПС организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:
- благоустройство территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее 50 метров);
- приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях в лесопарковое состояние;
- ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садово-огородным кооперативам, оздоровительным учреждениям;
- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;
- профилактические дератизационные мероприятия против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;
- проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведение в них дератизационных мероприятий;
- проведение дератизации на объектах сельского хозяйства на территориях, эндемичных по ГЛПС, в планово-систематическом режиме;
- проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах;
- организацию работы по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Таким образом, указанные СП предусматривает в качестве профилактических мероприятий по борьбе с ГЛПС проведение дератизационных мероприятий, а также дератизационных истребительных мероприятий. Их проведение отнесено, в том числе и к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Положения п.п. 1.1, 1.3, 2.1, 3.1, и 3.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - юридические и физические лица).
Органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают контроль за организацией и проведением дератизационных мероприятий.
Дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.
Организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают:
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение:
- дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта;
- дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории;
Таким образом, проведение дератизационных мероприятий лесопарковых зон, на территории природных очагов, а также благоустройство территории населенного пункта, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Административный истец Администрация МО «Город Саратов» ссылается на то, что установленные в оспариваемом предписании требования по проведению ряда работ не входят в компетенцию Администрации муниципального образования «Город Саратов», поскольку при проведении сплошных дератизационных мероприятий, а именно обработок жилых зданий, балансодержателями которых Администрация МО «Город Саратов» не является.
Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Уставом муниципального образования «Город Саратов», принятым решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. № 67-649, предусмотрено, что «Город Саратов» является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Закон № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к таким вопросам относится вопрос по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
При этом, согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по охране жизни и здоровья граждан отнесены к компетенции органов местного самоуправления, в том числе и к ведению администрации муниципального образования «Город Саратов» как исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования, являющегося городским округом.
При этом, в силу положений п. 1 ст. 22, ст. 33 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. № 67-649, администрация муниципального образования «Город Саратов», является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим лицом, осуществляющим мероприятия по борьбе с заболеваемостью ГЛПС является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, которым является администрация муниципального образования «Город Саратов». В его компетенцию входят решение вопросов по осуществлению благоустройства территории муниципального образования парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее
50 метров); по ликвидации самопроизвольных свалок, проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенного пункта, а также организация работ по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № «Об организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом», принятого в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования «Город Саратов», главам администраций районов муниципального образования «Город Саратов» дано распоряжение:
1.1. Организовать и провести барьерную дератизацию против мышевидных грызунов 50-метровой зоны, прилегающей к природному парку «Кумысная поляна».
1.2. Организовать и провести дератизационные обработки жилых зданий, помещений, сооружений, в отношении которых администрации районов муниципального образования «Город Саратов» являются держателями объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов», на прилегающих к ним территориях.
1.3. Организовать и провести санитарную очистку территории районов муниципального образования «Город Саратов» - парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам.
1.4. Организовать и провести дератизационную обработку против грызунов на территории парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов.
1.5. Организовать проведение информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами.
1.6. Разместить баннеры на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны г. Саратова.
Таким образом, указанным распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» как исполнительно-распорядительного органа, принятым до момента вынесения оспариваемого предписания, администрациям районов переданы полномочия, которые, в свою очередь, переданы в установленном порядке органу местного самоуправления города, связанные с выполнением мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, в том числе по организации и проведению барьерной дератизации против мышевидных грызунов, по организации и проведению санитарной очистки территории района (парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам), а также по проведению информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами с размещением баннеров на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны
г. Саратова.
Полномочий по организации и проведению сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах в адрес администраций районов муниципального образования не передавалось и п. 7.3.1 СП 3.1.7.2416-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Санитарно-эпидемиологические правила» указанное мероприятие отнесено к организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Мероприятия по профилактике ГЛПС, которые должны организовать юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, руководители садового-огородных кооперативов перечислены в п. 7.3.3 указанного СП и включают в себя благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий; организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек; проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.
Кроме того, ранее выданные предписания в адрес администраций районов муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 81-93, 133-138 т. 1 – в адрес Администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», л.д. 94-101, 116-132 т. 1 – в адрес Администрации Ленинского района МО «Город Саратов», л.д. 142-162 т. 1 – в адрес Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», л.д. 163-213 т. 1 – в адрес Администрации Заводского района МО «Город Саратов», л.д. 235-250 т. 1, л.д. 1-12 т. 2 – в адрес администрации Кировского района МО «Город Саратов»), проведенные во исполнение данных предписаний мероприятия (л.д. 13-116 т. 2), в настоящее время к эффективности борьбы с грызунами и предотвращению распространения заболевания ГЛПС не привели, т.к.:
- экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от <дата> по результатам эпизоотологического обследования территории природного парка «Кумысная поляна» (зеленая зона г. Саратова) по периметру, прилегающему к жилым кварталам г. Саратова (л.д. 34-36 т. 1), согласно которому полученные данные свидетельствуют о неравномерности распределения мелких млекопитающих по периметру природного парка «Кумысная поляна». Наибольшие показатели численности отмечены в районах пос. Поливановка, 10-й, 3-й, 2-й Дачных (Ленинский район) и в Смирновском ущелье (Октябрьский район) в широколиственных плакорных и байрачных (овражно-балочных) лесах. В настоящий период размножение мелких млекопитающих в лесных биотопах этого природного парка закончилось.
- экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от <дата> по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований на ГЛПС материала, доставленного из природного парка «Кумысная поляна» (зеленая зона г. Саратова) (л.д. 39-40 т.1), согласно которому полученные результаты свидетельствуют о продолжении интенсивной циркуляции хантавирусов в очагах ГЛПС на Кумысной поляне, прежде всего в байрачных лесах, и сохранении фазы эпизоотического распространения хантавирусов.
- результатами лабораторного исследования мелких млекопитающих ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от <дата> (л.д. 41-42, 46-49 т. 1) имеет место быть сложившийся природный очаг по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории муниципального образования «Город Саратов».
Как следует из п. 3.17 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание указанные выше положения закона и доказательства, суд приходит к выводу о том, что полномочия по организации и проведению сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах лежат именно на Администрации МО «Город Саратов» как на органе местного самоуправления, тем самым предписание № от <дата>, выданное Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в данной части является законным и обоснованным, нарушений прав административного истца не установлено, так как исполнение предписания прямо отнесено к его компетенции. Само предписание в адрес административного истца выдано компетентным должностным лицом, имеющим право на совершение таких действий в силу норм материального права.
Однако, что касается установленных п. 2 срока проведения контроля эффективности дератизационных обработок в обеззараженной зоне, при получении неудовлетворительных результатов, установленный до <дата> противоречит нормам СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» и определен административным ответчиком без учета сроков проведения организационных мероприятий административным истцом по исполнению предписания в городском масштабе, проведению соответствующих работ и затем работ по контролю эффективности дератизационных обработок в обеззараженной зоне, является явно недостаточным, в связи с чем, предписание № от <дата>, выданное Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в данной части подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175,227 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административные исковые требования Администрации муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить частично.
Признать пункт 2 предписания № от <дата>, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, незаконным в части установленных сроков исполнения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Администрации муниципального образования «Город Саратов» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Саратова.
Судья (подпись)