Решение по делу № 2а-1617/2019 от 21.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 12 ноября 2019 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре Петровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1617/19 по административному иску Неретиной Надежды Борисовны к администрации г.Тамбова, жилищному комитету администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия и наложении обязанности по включению аварийного дома в программу по переселению граждан из аварийного жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850 дом *** по ул. *** г.Тамбова признан непригодным для проживания.

Постановлением администрации г.Тамбова от 05.02.2018 № 613 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Неретина Н.Б., как собственник квартиры *** в доме *** по ул. *** г.Тамбова, обратилась в суд с требованиями с учетом их уточнения о признании незаконным бездействия администрации г.Тамбова по признанию дома *** аварийным и подлежащим сносу, обязании признать этот дом аварийным с момента принятия постановления мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850 и включить дом в действующую областную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы.

В административном иске Неретина Н.Б. указывает, что постановление мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850 было признано утратившим силу постановлением администрации г.Тамбова от 23.07.2010 № 6609. При этом постановлением № 6609 жилищному комитету администрации г.Тамбова было предписано в трехмесячный срок провести инвентаризацию жилищного фонда в целях оценки жилых домов на соответствие требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Данная норма не была исполнена. Только в 2018 году спорный дом постановлением администрации г.Тамбова от 05.02.2018 № 613 признан аварийным и подлежащим сносу. В результате чего дом не вошел в областную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01.09.2017.

Неретина Н.Б. считает, что понятия «непригодный для проживания дом» и «аварийный дом» идентичны, поскольку в таких домах проживание невозможно ввиду угрозы жизни и здоровью граждан. В этой связи административный истец полагает, что спорный дом должен быть признан аварийным с момента принятия постановления мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850 и на этом основании он должен быть включен в действующую областную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

В судебном заседании Неретина Н.Б. требования административного иска поддержала, указав, что незаконное бездействие административных ответчиков выражается и в неисполнении постановления администрации г.Тамбова от 23.07.2010 № 6609, которым было предписано жилищному комитету администрации г.Тамбова в трехмесячный срок провести инвентаризацию, в том числе дома *** по ул. *** г.Тамбова в целях оценки на соответствие требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и в непринятии постановления о признании дома аварийным, подлежащим сносу после проведения межведомственной комиссией обследования дома 26.07.2011. Полагала, что в настоящее время такое незаконное бездействие лишает ее и других собственников помещений в спорном доме жилищных прав.

Представитель администрации г.Тамбова, жилищного комитета администрации г.Тамбова по доверенности Уланова Н.Н. возражала против удовлетворения административного иска, указав, что коль скоро дом *** г.Тамбова был признан аварийным, подлежащим сносу только в 2018 году, он не мог быть включен в силу требований Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ни в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 года № 443, ни в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025годы, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 9 апреля 2019 года № 414. Принятие администрацией г.Тамбова постановления о признании спорного дома аварийным в 2018 году обусловлено тем, что соответствующее техническое заключение состояния конструктивных элементов дома *** и заключение об оценке дома на предмет соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, были подготовлены в 2018 году. До этого времени жильцам дома *** неоднократно предлагалось принять решение на общем собрании о заказе и оплате заключения специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов дома и представить его в межведомственную комиссию для принятия решения об аварийности здания. Таких решений жильцы дома не принимали, и поскольку в доме имеются помещения, принадлежащие на праве собственности муниципалитету, заключение специализированной организации производилось по инициативе органов местного самоуправления. Считала, что административным истцом пропущены сроки обращения в суд.

Представитель комитета градостроительства администрации г.Тамбова по доверенности Ларина О.В. просила разрешить требования административного иска на усмотрение суда. Указала, что территория, на которой расположен спорный дом, включена в перечень застроенных территорий, в границах которых планируется снос или реконструкции многоквартирных домов согласно муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбова на 2007 – 2010 годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы 30.05.2007 № 389. Однако до настоящего времени в отношении территории, ограниченной улицами Интернациональной, Базарной, Коммунальной, Красной, аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории не проводился, соответственно до настоящего времени застройщик указанной территории не определен.

Заинтересованные лица жильцы спорного дома Сажнева Н.Б., Ведищева О.В., Мандрикова З.А., Федорова З.В., Володина Г.Н., Алферов М.Н. требования административного истца поддержали, указывая на аварийное состояние дома.

Другие жильцы спорного дома в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч. 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аварийный жилищным фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п.п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 436-ФЗ).

В предыдущей редакции норма п.2 ст. 3 Федерального закона № 185-ФЗ определяла аварийный жилищный фонд как совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Статья 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1) и должна содержать определенные данные (ч. 2).

В силу п. 1 ч. 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 436-ФЗ.

Ранее этот срок был установлен до 1 января 2012 года.

Из материалов дела следует, что дом *** г.Тамбова был признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации г.Тамбова от 05 февраля 2018 года № 613.

В этой связи данный дом не был включен ни в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29 апреля 2013 года № 443, ни в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025годы, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 9 апреля 2019 года № 414.

Применительно к реализации положений Федерального закона № 185-ФЗ признание дома аварийным и подлежащим сносу должно осуществляться согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В этой связи доводы административного истца об идентичности понятий «непригодный для проживания дом» и «аварийный дом» обоснованными быть признаны не могут, принимая во внимание также тот факт, что постановление мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850, которым спорный дом был признан непригодным для проживания, утратило силу с принятием постановления администрации г.Тамбова от 23.07.2010 № 6609.

В силу ч.ч.1, 1.1. ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В судебном заседании административный истец указал, что о принятом постановлении администрации г.Тамбова от 05.02.2018 № 613 узнал в марте 2018 года из письма жилищного комитета администрации г.Тамбова от 01.03.2018, адресованному одному из жителей дома ФИО9 О восстановлении сроков обращения в суд Неретина Н.Б. не ходатайствовала, не указала она также и уважительные причины пропуска срока.

На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах в требованиях административного иска о признании незаконным бездействия администрации г.Тамбова по признанию дома 110 аварийным и подлежащим сносу следует отказать ввиду пропуска срока обращения в суд.

Кроме того, нет и оснований для признания незаконным такого бездействия.

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, которая по результатам работы принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 43 данного Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Оценка соответствия помещения установленным требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или нанимателя либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В рассматриваемом случае обследование многоквартирного дома *** межведомственной комиссией проводились на основании заявления Неретиной Н.Б. от 22.07.2011.

26.07.2011 межведомственная комиссия составила акт, согласно которому для принятия решения об аварийности здания необходимо представить заключение специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов дома ***.

В силу пп. «г» п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссиюзаключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Таким образом, истребование заключения специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов дома *** было обоснованным. Вместе с тем такого заключения со стороны жильцов спорного дома представлено не было.

Соответствующее техническое заключение состояния конструктивных элементов дома *** и, как следствие, заключение об оценке дома на предмет соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, были подготовлены в 2018 году, что послужило основанием для принятия постановления администрации г.Тамбова от 05.02.2018 № 613.

Ввиду изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В судебном заседании административный истец и другие жильцы дома *** г.Тамбова полагали, что не включение дома в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом требований п. 3 постановления администрации г.Тамбова от 05 февраля 2018 года № 613, которым на собственников помещений возложена обязанность произвести снос дома до 31.12.2019 за счет собственных средств, лишает не только их жилых помещений, но и каких - либо жилищных прав.

Вместе с тем, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

На основании, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Неретиной Надежды Борисовны о признании незаконным бездействия администрации г.Тамбова по признанию дома *** г.Тамбова аварийным и подлежащим сносу, обязании признать этот дом аварийным с момента принятия постановления мэра г.Тамбова от 21.12.2001 № 6850 и включить дом в действующую областную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 13.11.2019

Судья Е.С. Воронцова

2а-1617/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Неретина Надежда Борисовна
Ответчики
Жилищный комитет администрации г.Тамбова
Администрация г.Тамбова
Другие
Хворова Татьяна Станиславовна
Володина Галина Николаевна
Ведищева Анастасия Андреевна
Мандрикова Зинаида Алексеевна
Федорова Зинаида Владимировна
Ведищева Ольга Владимировна
Аникеев Сергей Сергеевич
Комитет градостроительства Администрации г.Тамбова
Алферов Михаил Николаевич
Мирзаматов Касым Абдуллаевич
Сажнева Надежда Борисовна
Малуева Ольга Владимировна
Цвейгарт Игорь Адольфович
Стрельников Александр Вячеславович
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
08.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
14.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее