Решение
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего Яремчук Е.В.
при секретаре Жарун А.Р.,
с участием истца Власова А.В.,
представителя ответчиков Боривтер М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова А.В. к ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по городу Саратову о включении в выслугу лет периодов службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии,
установил:
Власов А.В. обратился в суд с указанным иском к ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по городу Саратову, мотивируя требования следующим.
Приказом начальника ГУ МВД России по Саратовской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, истец уволен из органов внутренних дел РФ по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет для назначения пенсии, как следует из данного приказа, на момент увольнения составила в календарном исчислении 22 года 10 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 24 года 02 месяца 04 дня. При этом ответчиком не засчитаны в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова. Истец Власов А.В., полагает, что занимаемые им должности и названия подразделений, в которых он служил, полностью соответствуют параметрам, применяемых для исчисления выслуги лет на льготных условиях. Считая свои права нарушенными, Власов А.В. просит суд включить в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца указанные периоды службы, возложить на ГУ МВД России по Саратовской области обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с учетом спорных периодов в льготном порядке, с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Власов А.В. в судебном заседании уточнил исковые требования, просит суд включить периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы, обязать ГУ МВД России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии за указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчиков Боривтер М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что расчет выслуги лет Власову А.В. произведен в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. Ссылается на то, что в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД РФ от 20 декабря 2016 года № 868, отсутствуют должности, в которых проходил службу истец в спорные периоды.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защитить свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, Федеральным законом «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца службы: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (подп. «г» п. 3).
Приказом Министра внутренних дел России от 09 октября 2004 года № 640, который утратил силу в соответствии с приказом Министра внутренних дел России от 20 декабря 2016 года № 868, утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Таким образом, с 01 января 2001 года и до утверждения приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868 нового Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В Перечне № 640 указаны отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и должность милиционер.
В судебном заседании установлено, что Власов А.В. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16), в том числе:
с ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова;
с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего конвоя отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова.
Данные обстоятельства подтверждаются расчетом выслуги лет для назначения пенсии (л.д. 33-36).
Приказом ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Власов А.В. уволен из органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ с должности инспектора по особым поручениям отдела организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ГУ МВД России по Саратовской области по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет составила в календарном исчислении 22 года 10 месяцев 04 дня, в льготном – 24 года 02 месяца 04 дня (л.д. 11).
Из материалов дела также усматривается, что должностные обязанности Власова А.В. за спорные периоды времени не менялись, а именно Власов А.В. непосредственно выполнял обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 38-40).
Исходя из установленного факта тождественности выполняемых истцом функций требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии у истца права на льготное исчисление спорного периода из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
Ввиду изложенного, суд не принимает во внимание ссылку ответчика на отсутствие занимаемых истцом должностей в спорный период в Перечне, утвержденном, приказом Министерства внутренних дел России от 20 декабря 2016 года № 868.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оснований для отказа Власову А.В. в зачете периодов его службы (указанных в иске) в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, суд не усматривает, поскольку в противном случае будет нарушено право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции РФ, принимая во внимание и то обстоятельством, что Власов А.В. при поступлении на службу охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений полагал, что в дальнейшем он будет иметь право на пенсию в льготном исчислении.
Учитывая, что в спорные периоды службы истец осуществлял деятельность, связанную с непосредственным исполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Власовым А.В. исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
включить периоды службы Власова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
Возложить на ГУ МВД России по Саратовской области обязанность произвести Власову А.В. перерасчет пенсии за указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Яремчук Е.В.