Дело № 2а-1864/2020
79RS0002-01-2020-003364-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Шелепановой И.Г.
при секретаре Чернышова Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административному иску Государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт плюс» к Государственной инспекции труда в ЕАО, государственному инспектору труда Сулаевой Татьяне Николаевне, руководителю Государственной инспекции труда в ЕАО Усталову Николаю Владимировичу о признании незаконным решения от 15.05.2020 и обязании совершить определенные действия,-
У С Т А Н О В И Л:
ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в ЕАО о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировали тем, что 1 апреля 2020 года государственной инспекцией труда по Еврейской автономной области по итогам внеплановой, документарной проверки в части соблюдения ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» требований федерального законодательства в части охраны труда, проведенной на основании распоряжения государственной инспекции труда в Еврейской автономной области от 16.03.2020 №, составлен акт проверки №. По результатам проведенных проверочных мероприятий выявлены нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем, предприятию выдано предписание № об устранении выявленных нарушений, с установлением конечных сроков его исполнения. 22 апреля 2020 года ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обратилось к государственному инспектору по охране труда Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области с письмом о продлении сроков исполнения вышеуказанного предписания до 30.06.2020 года, мотивируя свое обращение принятыми мерами ограничительного характера в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (исх. 1440 от 22.04.2020). Так, в соответствии с Указами Президента от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни с 30 марта 2020 года по 08 мая 2020 года включительно. Указом от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория). В этой связи, временно исполняющим обязанности губернатора Еврейской автономной области принято постановление от 12.05.2020 года № 138 «О внесении изменений в постановление губернатора Еврейской автономной области от 20.03.2020 № 57 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Еврейской автономной области», согласно которому на территории Еврейской автономной области деятельность организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приостановлена до 31 мая 2020 года включительно. В перечень лиц, на которых не распространяется действие указанного постановления, не входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие средства индивидуальной защиты. Таким образом, обеспечить исполнение пунктов 1 и 2 обжалуемого предписания в срок до 30.04.2020 и 24.04.2020 года соответственно не предоставлялось возможным. В ответе от 15.05.2020 № административному истцу было отказано в продлении сроков устранения нарушений по п. 1 и 2 предписания без указания причин отказа. Указанные действия государственного инспектора вышестоящему должностному лицу не обжаловались. Просит суд признать незаконным отказ Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области, изложенный в письме от 15.05.2020 года № о продлении срока исполнения п. 1 и 2 предписания от 16.03.2020 №. Обязать Государственную инспекцию труда в Еврейской автономной области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» путем принятия решения о продлении срока исполнения п. 1 и 2 предписания от 16.03.2020 № до 30 июня 2020 года.
Определениями суда от 28.05.2020, 09.06.2020, привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков: государственный инспектор труда Сулаева Т. Н., руководитель Государственной инспекции труда в ЕАО Усталов Н. В.
В судебном заседании представитель административного истца Лукичева О. В., действующая на основании доверенности, требования и доводы административного иска поддержала, дополнительно суду пояснила, 11.06.2020 ими были произведены закуп средств индивидуальной защиты и переданы работникам.
В судебном заседании административный ответчик Сулаева Т. Н. с требованиями административного иска не согласилась, суду пояснила, что проверка проводилась на основании обращения работников предприятия, предприятие работало. Оснований для продления сроков по п.п.1,2 предписания не имелось. В настоящее время требования п. п. 1,2 предписания выполнены, о чем составлен акт проверки.
В судебное заседание руководитель Государственной инспекции труда в ЕАО Усталов Н. В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением, действиями (бездействием) прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный истец 25.05.2020 обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа от 15.05.2020, в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок.
В соответствии со ст. 353 ТК Российской Федерации государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Государственную инспекцию труда по ЕАО обратились гражданине работники – ГП «Облэнергоремонт плюс» с заявлением по вопросу нарушение трудового законодательства. 16.03.2020 Государственной инспекцией труда по ЕАО было вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки ГП «Облэнергоремонт плюс». 01.04.2020 по результатам проверки государственным инспектором труда Сулаевой Т. Н. составлены: акт проверки № и ГП «Облэнергоремонт плюс» выдано предписание №.
ГП «Облэнергоремонт плюс» предписано в п. 1 в срок до 30.04.2020 обеспечить машиниста насосных установок, слесаря аварийно-восстановительных работ средствами индивидуальной защиты; в срок до 24.04.2020 обеспечить машиниста насосных сооружений, слесарю аварийно-восстановительных работ смывающими и обезвреживающими средствами (п. 2); в срок до 08.05.2020 г. обеспечить безопасность и условия труда в помещении приемной ямы канализационно-насосной станции очистных сооружений на рабочих местах машиниста насосных сооружений, слесарю аварийно-восстановительных работ (п. 3).
22.04.2020 года ГП «Облэнергоремонт плюс» обратилось в ГИТ по ЕАО с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до 30 июня 2020 года, ссылаясь на исполнения п. 3 в срок до 08.05.2020 невозможно ввиду утвержденного плана работ на май-июнь 2020 и принятии ограничительных мер в рамках реализации Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».
Решением руководителя ГИТ в ЕАО Усталовым Н. В. от 15.05.2020 года продлен срок выполнения п. 3 предписания до 30.06.2020, в удовлетворении остальных пунктов предписания, отказано.
Таким образом, предметом проверки по настоящему административному делу является решение по ходатайству о продлении сроков выполнения предписания от 15.05.2020, пописанное руководителем ГИТ в ЕАО Усталовым Н. В.
В судебном заседании установлено, что ГП «Облэнергоремонт плюс» обратилось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания 22.04.2020 года, то есть за два дня до выполнения требований п. 2 предписания, и за неделю до истечения срока выполнения требования п. 1 предписания, таким образом, к моменту принятия должностным лицом решения по указанному ходатайству, сроки исполнения п. п.1, 2 предписания, уже истекли.
Доказательств того, что административным ответчиком предпринимались какие- то действия по исполнению п. п. 1,2 предписания, суду не представлено.
Кроме того, административный истец при несогласии с установленными сроками исполнения предписания имел возможность оспорить предписание в установленном законом порядке.
В связи, с чем ссылка представителя административного истца на отсутствие возможности в период действия ограничительных мер на территории РФ является необоснованной.
На момент рассмотрения дела ГИТ в ЕАО проведена проверка исполнения ранее выданного предписания ГП «Облэнергоремонт плюс», 18.06.2020 составлен акт проверки №, согласно которого нарушений исполнения ранее выданного предписания, не выявлено.
Учитывая, что выданное предписание предметом обжалования не являлось, в том числе в части указанных сроков для его исполнения, суд приходит к выводу, что решение от 15.05.2020 вынесено в пределах предоставленных лицу полномочий, с соблюдением установленного порядка и сроков, при этом не носит распорядительный характер, властного волеизъявления, обязательного для исполнения и порождающего какие-либо правовые последствия для административного истца, не нарушает права административного истца, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд, -
Р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Государственного предприятия ЕАО «Облэнергоремонт плюс» к Государственной инспекции труда в ЕАО, государственному инспектору труда Сулаевой Татьяне Николаевне, руководителю Государственной инспекции труда в ЕАО Усталову Николаю Владимировичу о признании незаконным решения от 15.05.2020 и обязании совершить определенные действия, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова