Решение по делу № 2а-319/2019 от 01.11.2018

Дело № 2а-319/2019

2а-4305/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Мироновой Ю.В.

с участием административного истца Мухаметжанова Н.Р.,

административных ответчиков Бабинцевой Е.А., Ревуцкой Л.А.,

представителя заинтересованного лица Самсонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мухаметжанова ФИО21 к начальнику ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Бабинцевой Е.А., начальнику Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Ревуцкой Л.А., Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области, ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области о признании бездействия должностных лиц незаконным, возложении обязанности направить на медицинское обследование за счет средств федерального бюджета

установил:

Мухаметжанов Н.Р. обратился в суд с административным иском, указав в обоснование, что в соответствии с положениями ст.26 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие срок наказания в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения. Согласно письму от 24.09.2018 г. Территориальным органом Росздравнадзора по Костромской области дано указание ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области начальнику Е.А. Бабинцевой проработать вопрос в организации и направления административного истца на обследование и лечение в государственном медицинском учреждении. 24.09.2018 года начальником ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Е.А. Бабинцевой направлен ответ, что истец не нуждается в медицинском обследовании, лечении и в медицинском освидетельствовании в связи с отсутствием заболеваний, входящих в Перечень Постановления Правительства Р.Ф. от 06.02.2004 года №54. Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года №295 (с изменениями на 28.12.2017 года) предусмотрены дополнительные услуги. К дополнительным услугам, оказываемым по инициативе осужденных и оплачиваемым за счет собственных средств относятся: консультация врачей-специалистов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения. Отдельные виды инструментального, лабораторного обследования, а также лечения. В конце сентября 2018 г. истцу пришлось обратиться с заявлением к начальнику медицинской части №1 Ревуцкой Л.А. с заявлением разрешить получить медицинские услуги в государственных или муниципальных системах здравоохранения за счет собственных средств. Начальник Е.А. Бабинцева и начальник Л.А. Ревуцкая его заявление проигнорировали, письменного ответа он не получил.

Отказ в проведении медицинских услуг за счет собственных средств был в устной форме и мотивирован был тем, что только по решению лечащего врача колонии можно провести обследование, в чем он не нуждается. В ФКУ ИК -1 УФСИН России по Костромской области истец находится с февраля 2017 года. По прибытию в колонию у него в личном деле имелись медицинские документы, заключения врачей-специалистов, подтверждающие наличие тяжелых и прогрессирующих заболеваний. В феврале, марте в месяцах 2018 г. после проведения в МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области ряда обследований, врачами колонии были выявлены дополнительные тяжелые заболевания, а именно: Согласно УЗИ от 15.03.2017г. - ..., .... Согласно заключению невролога от 17.07.2017 г.- .... Все данные о выше перечисленных заболеваниях начальником Е.А. Бабинцевой были направленны по электронной почте его матери, однако по неизвестной ему причине эти заболевания не указываются в эпикризе. Его медицинская карта постоянно переписывалась, из карты пропадали заключения врачей. Начальник ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России Е.А. Бабинцева скрывает его тяжелые болезни, занижает тяжесть заболеваний, оспаривает заключения врачей-специалистов МГЦ СПИД центра г. Москвы. В его медицинской карте имеют место ложные диагнозы заболеваний; составление и выдача документа, содержание которого не соответствует действительности; ложные врачебные диагнозы. С 1997 года он состоял на учете в МГЦ СПИД центре г. Москвы, ... болеет более 20 лет. Он является инвалидом 2 группы по общим заболеваниям с 2014 года. Согласно заключению ФКУ ГБ Бюро МСЭ№43 и Бюро МСЭ№1 по Костромской области от 2016 года – 2017 года у истца обнаруживается ..., ... -80%. Суммарная оценка нарушение функции организма: выраженные-80%. Согласно осмотру врачей МГЦ СПИД центра г. Москвы от 02.08.2018 года и с учетом иммунологических исследований крови, ... перешла в последнею стадию - .... У истца стремительно падает имунный статус - 10 % - термальная стадия. Ему необходима замена жизненно важной терапии ВААРТ. С сентября месяца каждый день он страдает ..., уколы эффекта не приносят, постоянно головные боли, теряет массу тела, большую часть времени проводит в постели и нет сил передвигаться. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.12.2005г № 57 «О неотложных мерах по организации обеспечении больных ВИЧ-инфекции жизненно важными препаратами ВААРТ» сотрудниками медицинского учреждения не исполняется. Медицинское обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и согласно положениям Порядка организации оказания -медицинской помощи, заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства юстиции от 28.12.2017г № 285, не организовано. Медицинское освидетельствование не проводится (отказ), усматривается заинтересованность начальника в восприятии установления истинного диагноза и в постоянном ухудшении его состояния здоровья. Все действия (бездействия) должностных лиц ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России - начальника Бабинцевой Е.А. и начальника медицинской части №1 Ревуцкой Л.А. обжаловались в вышестоящие организации: управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России; прокуратуру Костромской области; УФСИН РФ по Костромской области. Откуда пришли ответы - отписки, что его состояние здоровья в удовлетворительном состоянии и он не нуждается в медицинской помощи. Ссылается на ст. 218 КАС РФ, просит суд признать бездействия должностных лиц ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области - начальника Бабинцевой Е.А. и начальника медицинской части №1 Ревуцкой Л.А. незаконными. Обязать начальника ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Бабинцеву Е.А. и начальника медчасти № 1 – врача Л.А. Ревуцкую устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод, в т.ч. обязать вышеуказанных лиц провести медицинские услуги в государственном, муниципальном медицинском учреждении (за счет собственных средств).

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, указал, что Бабинцева Е.А. и Ревуцкая Л.А. до настоящего времени не оказывают ему необходимую медицинскую помощь, содержат в невыносимых условиях, сотрудники колонии не пускают его в медицинскую часть. Бабинцева Е.А. и Ревуцкая Л.А. скрывают иммунологический анализ крови от 26.11.2018 года, медицинскую карту прячут в управлении. Подлог медицинских документов, сокрытие реального состояния здоровья. Психологическое давление со стороны врачей и сотрудников колонии. С каждым днем его состояние здоровья ухудшается, ..., ..., ..., ..., нет сил передвигаться, с сентября месяца не может дойти до столовой, иммунный статус падает и он боится, что не доживет до конца срока. В окончательной редакции требований административный истец просит суд признать действия (бездействия) ответчиков Е.А. Бабинцевой, Л.А. Ревуцкой незаконными: халатность, бесчеловечность, оставление тяжело больного инвалида в опасности. Дать указание ответчику Е.А. Бабинцевой о незамедлительном направлении истца в специализированную больницу, на полное обследование за счет средств федерального бюджета.

Судом в качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области, медицинская часть № 1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области, в качестве заинтересованных лиц территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области, УФСИН России по Костромской области.

В судебном заседании административный истец Мухаметжанов Н.Р. административный иск поддержал по доводам, в нем изложенным.

Административный ответчик Бабинцева Е.А., действующая также как представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России административный иск не признала, представила отзывы, в которых указала, что в отношении медицинской части №1 и Больницы ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России проведены все предусмотренные законом формы контроля качества и безопасности при оказании медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р. Государственный контроль проведен Территориальным органом Росздравнадзора по Костромской области, ведомственный контроль качества, проведенный УОМСО ФСИН России, внутренний контроль качества осуществлен врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, нарушений при оказании медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р. со стороны медицинской части № 1 и Больницы ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России не выявлено. Ведущими специалистами в сфере здравоохранения Костромской и Московской области госпитализация Мухаметжанова Н.Р. в лечебные учреждения города Костромы и Костромской области, а также в лечебные учреждения других областей рекомендована не была. Все манипуляции, которые были назначены Мухаметжанову Н.Р. специалистами при проведении проверки деятельности МСЧ-44, запланированы были в декабре 2018 года в условиях Костромской областной клинической больницы. От всех исследований Мухматежанов Н.Р. отказался. Руководством ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России предприняты все меры по проведению диагностического обследования и лечения осужденного Мухаметжанова Н.Р.

Административный ответчик Ревуцкая Л.А., действующая также как представитель административного ответчика медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России административный иск не признала, поддержала доводы административного ответчика Бабинцевой Е.А.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Костромской области Самсонов А.В. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, сослался на положения п.3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказ Минюста России от 16.12.2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказ Минздрава России и Минюста России от 28.08.2001 № 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы», указал, что в настоящее время общее состояние Мухаметжанова Н.Р. расценивается как удовлетворительное, он получает лечение в амбулаторных условиях. Показаний для его лечения в условиях стационара нет. Лекарственными препаратами он обеспечивается в полном объеме за счет бюджетных средств.

Заинтересованное лицо ТО Росздравнадзора по Костромской области в судебное заседание представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Согласно положениям п.п. 3, 4, 5, 21 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с п. 6 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (ч. 2 ст. 101 УИК РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы названные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1 и 3 статьи 26 поименованного закона).

Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 г. № 285 (далее – Порядок).

Как следует из п.2 Порядка, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

Осужденные направляются в медицинские организации УИС для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (п.5 Порядка).

Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) (п.8 Порядка).

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (п.9 Порядка).

Лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.

Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе "Дата получения" (п.11 Порядка).

В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница).

Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1 (ч. 1) ст. 159) (далее - Программа). К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.

Срок рассмотрения запроса руководством больницы не может превышать 7 рабочих дней со дня его получения.

Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС (п.18 Порядка).

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 32).

Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (п.33).

В исправительных колониях общего, строгого, особого режима, воспитательных колониях и тюрьмах осужденные прибывают на прием к медицинскому работнику или для выполнения процедур в сопровождении сотрудников учреждения УИС (п. 34).

Судом установлено и следует из выписки из медицинской документации Мухаметжанова Н.Р., составленной начальником больницы ФКУЗ МСЧ - 44 ФСИН России, что осужденный Мухаметжанов Н.Р. пребывает в исправительных учреждениях с июля 2016 года. При первичном медицинском осмотре от 01.07.2016 в следственном изоляторе № 1 г. Москвы жалоб на здоровье не предъявлял, заболеваний, препятствующих содержанию в исправительных учреждениях, не выявлено. При сборе анамнеза осужденный указал, что страдает ..., ... с 1997 г., состоял на учете в Московском городском центре по борьбе и профилактике СПИД, ВААРТ начал принимать с декабря 2012 года при иммунологических показателях СД4 - 140 кл/мкл, РНК ВИЧ - 177 422 коп/мл. Состоял на диспансерном учёте в наркологическом диспансере по месту жительства. ... отмечает с 2005 года, цифры артериального давления 180-140/100-90 мм.рт.<адрес> инвалидом 2 группы по общему заболеванию. За время пребывания в следственном изоляторе неоднократно (с 27.07.2016 по 11.08.2016, с 18.10.2016 по 27.10.2016) проходил стационарное обследование и лечение в инфекционном отделении «Больницы» ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области прибыл 09.02.2017.

Из материалов дела также следует, что за время пребывания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области административный истец находится под динамическим наблюдением медицинских работников. Семь раз проходил стационарное обследование и лечение в условиях терапевтического отделения Больницы ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России (с 01.03.2017 по 26.05.2017; с 07.06.2017 по 19.09.2017; с 15.12.2017 по 19.01.2017; с 19.03.2018 по 21.03.2018, с 24.04.2018 по 14.05.2018, с 17.05.2018 по 30.05.2018, с 16.08.2018 по 17.09.2018). Общее количество дней пребывания в стационаре - 297.

Показаниями для госпитализации было проведение обследования и оценка общего состояния (артериального давления, температуры тела) в условиях стационара, с целью освидетельствования осужденного врачебной комиссией по вопросу контроля качества оказания медицинской помощи и на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания.

По согласованию с ФСИН России истец с 03.06.2018 по 12.08.2018 проходил комплексное независимое обследование в больнице ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России (г. Москва). В больнице ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России осужденный был неоднократно консультирован врачами: терапевтом, неврологом, хирургом, кардиологом, дерматологом, инфекционистом. Ему проведены лабораторные исследования: клиническое и биохимическое исследование крови, мочи, исследование крови на иммунный статус и вирусную нагрузку, резистентность к препаратам APT, ДНК к ЦМВИ, РМП; инструментальные обследования (ЭКГ, УЗИ ОБП и забрюшинного пространства, УЗИ предстательной железы, мочевого пузыря, ЭХО КГ, УЗАС экстракраниальных отделов БЦС, ЦФЛГ, ЭФГДС, ректоскопия). Кроме того, Мухаметжанов Н.Р. был освидетельствован врачебной комиссией инфекционной клинической больницы № 2 Департамента здравоохранения города Москвы с целью установления диагноза и коррекции проводимого лечения. Ему проведены исследования в условиях Московского городского Центра профилактики и борьбы со СПИДом. По результатам обследования отрицательной динамики в течении его заболеваний выявлено не было.

Специалистами установлен диагноз «... стадия, фаза ремиссии на фоне нерегулярного приема APT (в анамнезе ..., ..., снижение веса более 10%). ... стадии, 3 ст., риск ССО 3. .... .... ... вне обострения. ..., ..., хронический .... Хронический ..., ремиссия. Хронический ... без биохимической активности. .... ... (токсическая, гипертоническая) 2 ст. .... .... .... .... ... нижних конечностей, .... ... вне обострения. .... ...». Истец был выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями по дальнейшему лечению и наблюдению, рекомендаций о проведении какого-либо дополнительного обследования не было.

12.10.2018 Мухаметжанов Н.Р. был освидетельствован консилиумом врачей- инфекционистов ОГБУЗ «Костромской центр специализированной помощи по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями». По результатам освидетельствования специалистами установлен диагноз «Основной: ... стадия, фаза прогрессирования вероятно на фоне пропусков APT (..., ... в анамнезе; снижение веса более 10% в анамнезе). Сопутствующий: ..., фаза репликации 2 генотип, минимальная биохимическая активность (без цитолитического синдрома). ... стадии, 3 ст., риск ССО 3. .... ... вне обострения. ... вне обострения. ..., ремиссия в специально созданных условиях. ...».

На фоне смены АРТ-терапии при анализе показателей иммунного статуса в динамике: 19.06.2018: ВН-26 887 коп/мл, 02.08.2018: ВН-62 043 коп/мл, 04.09.2018: ВН- 26 000 коп/мл.) консилиумом отмечена положительная динамика в виде уменьшения вирусной нагрузки. Диагностически-значимого снижения иммунограммы не отмечается 19.06.2018: CD4-272 кл/мкл, 02.08.2018: CD4-265 кл/мкл, 04.09.2018: CD4-246 кл/мкл). Консилиумом рекомендовано продолжить прием данной схемы терапии.

Мухаметжанов Н.Р. был освидетельствован в бюро МСЭ № 1 16.10.2018. На основании всех представленных документов и с учетом заключения консилиума врачей- инфекционистов ОГБУЗ «Костромской центр специализированной помощи по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями» от 12.10.2018, бюро МСЭ была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию (справка от 22.10.2018) сроком до 01.11.2019.

В ч. 2 ст. 81 УК РФ предусмотрено право освобождения от наказания лица, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, что обусловлено невозможностью либо бесполезностью осуществления исправительного воздействия в условиях тяжкого не психического заболевания осужденного.

В соответствии с ч. 6 ст. 175 УИК РФ осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством о его освобождении от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст. 81 УК РФ.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54.

Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.

Перечень тяжких заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок проведения медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Из содержания административного искового заявления усматривается, что также подтверждено административным истцом в судебном заседании, что Мухаметжанов Н. Р., оспаривая действия начальника ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Бабинцевой Е.А., начальника медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Ревуцкой Л.А., фактически просит суд обязать провести в отношении него медицинское освидетельствование в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения с целью установления тяжелого заболевания, входящего в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54, и, как следствие, дающего основания для реализации социального права путем проведения медицинского освидетельствования и освобождения от наказания.

Часть вторая статьи 81 УК Российской Федерации, предусматривающая, что лицо, заболевшее после совершения преступления препятствующей отбыванию им наказания тяжелой болезнью, может быть освобождено от отбывания наказания, призвана регулировать отношения между государством и лицом, осужденным к уголовному наказанию, на стадии исполнения приговора и направлена на обеспечение реализации принципа гуманизма в уголовном законе, на защиту интересов осужденных (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 1714-О и от 17 июля 2014 года № 1814-О). При этом согласно части восьмой статьи 175 УИК Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утверждаются Правительством Российской Федерации, что и было сделано его постановлением от 6 февраля 2004 года № 54.

В соответствии с п. п. 3, 10, 11 Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы; медицинская комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и оценивает степень нарушения функций органов и (или) систем его организма; по результатам освидетельствования комиссия большинством голосов ее членов выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Из приведенных положений Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», ст. 81 УК РФ, следует, что медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы на основе результатов осмотра осужденного, его обследований, оценки представленной медицинской документации устанавливается степень нарушения функций органов и (или) систем его организма, что дает основания для признания имеющегося заболевания препятствующим дальнейшему отбыванию наказания, что в свою очередь предоставляет право освобождения от отбывания наказания.

Как следует из материалов дела за период пребывания в исправительных учреждениях административный истец неоднократно проходил освидетельствование на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания: - в МСЧ-44: 01.06.2017     (ВК ); 30.11.2017 (ВК а); 28.04.2018 (ВКа); 27.09.2018 (ВК); в МСЧ-77: 23.07.2018 (ВК).

В каждом случае врачебной комиссией вынесено заключение, что имеющиеся у Мухаметжанова Н.Р. заболевания по своим степеням нарушения функций органов и систем, а так же стадиям не соответствуют заболеваниям, включенным в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденным Постановлениями Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и от 19.05.2017 № 598 «О внесении изменений в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания», в связи с чем осужденный Мухамеджанов Н.Р. не подлежал представлению к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.

Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения. Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определение вида медицинской помощи и назначение обследований, которые необходимы пациенту, отнесены к компетенции лечащего врача.

Согласно пункту 5 статьи 70 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диагноз устанавливает лечащий врач, который в соответствии с пунктом 2 указанной статьи организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, рекомендации которых реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием (п. 6 ст. 70 ФЗ № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 323-ФЗ, гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

Допрошенная в судебном заседании заведующая терапевтическим отделением больницы ФКУЗ МСЧ -44 Савенкова Е.Н. суду пояснила, что истец находился у нее на лечении начиная с 2017 года. Первая госпитализация была 01 марта-17 мая 2017 года, последующие 07 июня-19 сентября 2017 года, 15 декабря 2017 года-19 января 2018 года, 19-21 марта 2018 года, 24 апреля-14 мая 2018 года, 17-30 мая 2018 года, 16 августа-17 сентября 2018 года, последняя госпитализация 09-16 ноября 2018 года. Основная масса госпитализаций была по указанию управления ФСИН. Сам истец ни разу не пришел в медицинскую часть, чтобы получить направление на госпитализацию. Для разбора очередных жалоб он попал в отделение. Последние 2 раза он выписывался с нарушением режима, из-за конфликтных ситуаций, которые возникали между ним и сотрудниками. С каким диагнозами истец приехал из Москвы, его там подробно обследовали, такие диагнозы и остались.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля врач-инфекционист «Центра по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями» Виноградов О.Л. суду пояснил, что административный истец проходит наблюдение и лечение у него как у врача-инфекциониста с апреля 2017 года, получает терапию, рекомендации по наблюдению и обследованию, проходит обследование на иммунный статус и вирусную нагрузку.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Согласно ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в форме государственного, ведомственного, внутреннего контроля.

Как следует из материалов дела в отношении медицинской части №1 и Больницы ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России были проведены все указанные выше формы контроля качества и безопасности при оказании медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р.

Государственный контроль проведен Территориальным органом Росздравнадзора по Костромской области 19.11.2018. В период проведения проверки состоялось заседание выездной врачебной экспертной комиссии по рассмотрению вопросов оказания медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р. В состав комиссии вошли в том числе, главные внештатные специалисты департамента здравоохранения Костромской области. При анализе медицинской документации установлено, что лечение, назначенное Мухаметжанову Н.Р. медицинскими работниками ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, соответствует установленным диагнозам.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью ТО Роздравнадзора по Костромской области Базанов В.Н. суду пояснил, что в Росздравнадзор по Костромской области поступали неоднократные обращения в период 2017-2018 года в отношении лечения административного истца. В 2018 году проводилась внеплановая, документальная проверка, в 2017 году проводились предварительные проверки. По 2017 году была выездная проверка с привлечением специалистов-экспертов, с привлечением кардиолога, врача-инфекциониста, то есть врачей тех профилей, по которым поступило больше обращений от осужденного. В 2018 году было решено назначить внеплановую документарную проверку, привлечь врачей-специалистов для полной и объективной оценки состояния истца. В 2017 году комиссия не выявила никаких новых заболеваний, которые бы были ранее в МСЧ не выставлены. Были привлечены специалисты более высокого уровня. По предварительным диагнозам, которые были поставлены специалистами и специалистами ФКУЗ МСЧ-44, расхождений не выявлено. Имелись показания для дообследования Мухаметжанова Н.Р., когда возможно установление клинического диагноза, который будет отличаться, возможно, от того, который был установлен ранее. Рекомендации, предписания были вынесены, срок исполнения предписания не истек. Осматривали истца 19 ноября, проверка закончилась 22 или 23 ноября, срок исполнения предписания установлен 1 месяц, то есть до 23 декабря 2018 года. По результатам проверки были выявлены показания для дообследования, это проведение МРТ, обследование сосудов головного мозга консультация офтальмолога, с определением полей зрения, невролог посоветовал консультацию психиатра.

Из материалов дела также следует, что по результатам осмотра административного истца выездной врачебной экспертной комиссии по рассмотрению вопросов оказания медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р. даны рекомендации обеспечить консультации врачей-специалистов, провести диагностические исследования, оперативное лечение по поводу кондиломы прямой кишки.

Исследования, которые были назначены Мухаметжанову Н.Р. специалистами при проведении проверки деятельности МСЧ-44, запланированы были в декабре 2018 года в условиях Костромской областной клинической больницы.

От оперативного вмешательства, приема врачей, исследований, запланированных истцу в условиях учреждений здравоохранения Костромской области, административный истец Мухматежанов Н.Р. отказался, что также подтвердил в судебном заседании, мотивируя недоверием к учреждениям здравоохранения Костромской области (т.1 л.д. 161-163, 250, 250об, т.2 л.д. 43, 45, 47, 49,51).

20.12.2018 года в рамках ведомственного контроля главным специалистом отдела обеспечения лечебной работы, контроля качества медицинской деятельности и организации медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным УОМСО ФСИН России Масниковым К.В. на основании служебного задания, утвержденного начальником УОМСО ФСИН России Приклонским А.П. проведена проверка в отношении ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 44 Федеральной службы исполнения наказаний» качества оказания медицинской помощи осужденному Мухаметжанову Н.Р., по результатам которой установлено, что медицинская помощь организована в соответствии с требованиями порядков и стандартов, а также клинических рекомендаций по имеющимся заболеваниям.

Внутренний контроль качества осуществляется врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России и в 2018 году проведен в отношении Мухаметжнова Н.Р. неоднократно (05.03. 2018, 27.04.2018), в соответствии с которым по итогам проведенных экспертиз качество оказания медицинской помощи по набору диагностических мероприятий, оценки диагноза, выполнения стандарта лечения признано надлежащим.

Судом рассмотрены доводы административного иска о не разрешении обращения административного истца о предоставлении за счет собственных средств дополнительных медицинских услуг.

Согласно п.п. 109,129, 130 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться дополнительными услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого находится ИУ, а также учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений УИС. В случаях, когда необходимую медицинскую услугу в указанных условиях предоставить невозможно, она по заключению лечащего врача ИУ может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения.

Для этого осужденный обращается с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения, где указывает вид дополнительной лечебно-профилактической помощи, которую он хотел бы получить.

Заявление рассматривается в трехдневный срок и определяется время прибытия медицинского специалиста. По прибытии специалиста устанавливается наличие у него права на занятие медицинской деятельностью.

Вид дополнительной лечебно-профилактической помощи и ее объем фиксируются в медицинской карте осужденного.

Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего.

Из материалов дела следует, что 02.10.2018 года истец обратился с заявлением на имя начальника медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области с просьбой вывезти его в государственную больницу для обследования и консультации врачей специалистов (врач инфекционист, невролог, кардиолог, УЗИ сердца, МРТ-головы, УЗИ печени, иммунологическое исследование крови на иммунный статус и вирусную нагрузку (л.д. 67).

Мухаметжанову Н.Р. по его заявлению от 02.10.2018 года МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России разъяснен порядок предоставления дополнительных услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет собственных средств и разъяснено право обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника исправительного учреждения (л.д. 69). Ответ получен административным истцом 26.10.2018 года.

Поскольку вопрос о рассмотрении и принятии решения об организации дополнительного лечения отнесен к компетенции руководителя исправительного учреждения, а не медицинской части, суд полагает, что врио начальника МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России обосновано разъяснен порядок обращения с заявлением об оказании дополнительных услуг учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Доказательств обращения с заявлением на имя руководителя исправительного учреждения материалы дела не содержат,

В ходе рассмотрения дела судом доказательств занижения ответчиками тяжести заболеваний, не выставления диагнозов не установлено. Как следует из материалов дела все оспариваемые диагнозы истца подтверждены врачами – специалистами ФКУЗ МСЧ-44, ФКУЗ МСЧ-77, специалистами государственных учреждений здравоохранения г. Костромы и Москвы, с учетом результатов проведенных исследований.

Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы административным истцом в ходе рассмотрения дела заявлено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Бездействие при исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.

ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, должностными лицами ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области не допущено незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы административного истца по оказанию ему медицинской помощи, осужденному оказывалась необходимая квалифицированная помощь по медицинским показаниям и состоянию здоровья, проводились необходимые исследования, назначалось и проводилось соответствующее лечение в объеме, предусмотренном Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 г. № 285.

Ответчиками представлены доказательства тому, что обследование истца в период его нахождения на лечении было достаточным, назначенное и проводимое лечение является целесообразным и действительно необходимым, лечение имеющихся у истца заболеваний является адекватным его состоянию. Диагнозы Мухаметжанову Н.Р. были выставлены врачами-специалистами ФКУЗ МСЧ-44, ФКУЗ МСЧ-77 и специалистами государственных учреждений здравоохранения Костромской области и г. Москвы, с учетом результатов многочисленных обследований, с учетом этиологии, симптоматики, патогенеза и стадии болезни, степени функциональных расстройств и характера компенсаторных реакций организма, о чем имеются записи в медицинской карте пациента.

При этом от исследований, запланированных истцу в условиях учреждений здравоохранения Костромской области, назначенных по результатам проверки ТО Росздравнадзора по Костромской области, административный истец Мухматежанов Н.Р. отказался, мотивируя недоверием к учреждениям здравоохранения Костромской области. Оснований для возложения на ответчиков обязанности вывести истца на обследования в учреждения здравоохранения других регионов за счет средств федерального бюджета в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлеторения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Мухаметжанова ФИО22 к начальнику ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Бабинцевой Е.А., начальнику Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Ревуцкой Л.А., Медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области, ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области о признании бездействия должностных лиц незаконным, возложении обязанности направить на медицинское обследование за счет средств федерального бюджета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья А.В. Ивкова

2а-319/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мухаметжанов Надир Ряшитович
Ответчики
начальник ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Бабинцева Е.А.
начальник Медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области Ревуцкая Л.А.
Медицинская часть № 1 ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области
ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России по Костромской области
Другие
Управление ФСИН по Костромской области
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской областаи
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее