Решение по делу № 33-632/2017 от 17.03.2017

Судья Ильин Е.В.                   дело № 33-632/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                  6 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Волковой О.В.,

судей Иванова Ал.В. и Халиулина А.Д.,

при секретаре Иванове И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мухаметшина И.Р. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 31 января 2017 года, которым постановлено в удовлетворении искового заявления Мухаметшина И. Р. к администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, обязании включить земельные участки в целевой земельный фонд, обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мухаметшин И.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение», в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по формированию земельных участков для включения в целевой земельный фонд, подлежащих передаче гражданам, имеющим право на получение земельного участка бесплатно; обязать ответчика сформировать земельные участки для включения в целевой земельный фонд в срок не более 1 месяца со дня вступления в силу решения суда; обязать ответчика предоставить истцу земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома.

В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, в связи с чем имеет право на предоставление земельного участка во внеочередном порядке. В мае 2014 года он обратился в администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени земельный участок ему не предоставлен, что явилось основанием для обращения в суд.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Мухаметшин И.Р. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчиком не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер для исполнения возложенных на него обязательств по формированию земельных участков для включения в целевой земельный фонд. Такое бездействие ответчика создает препятствия в реализации законных прав истца на приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Выслушав объяснения представителя истца Мухаметшина И.Р. Мухаматшина М.М., поддержавшего доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, представителя ответчика администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Тетериной О.А., представителя третьего лица администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Козловой И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Согласно абзацу 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Пунктом 1 статьей 9 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года № 3-З «О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл № 3-З) предусмотрено, что право на внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов имеют постоянно проживающие на территории Республики Марий Эл граждане, имеющие ребенка-инвалида.

В силу пункта 3 статьи 10 Закона Республики Марий Эл № 3-З постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл гражданам, имеющим ребенка-инвалида, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дочь истца <...>, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии <№> от <дата>.

Семья истца Мухаметшина И.Р. проживает по адресу: <адрес>, состоит на учете в Параньгинской городской администрации Параньгинского района Республики Марий Эл в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

<дата> истец Мухаметшин И.Р. обратился в администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, который до настоящего времени истцу не предоставлен.

Согласно журналу регистрации заявлений от граждан заявление Мухаметшина И.Р. поступило <дата>, зарегистрировано в списке граждан, имеющих ребенка-инвалида, под <№>.

Из письма администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» от <дата> в адрес истца следует, что вопрос о предоставлении ему земельного участка будет рассмотрен при наличии их в собственности администрации Знаменского сельского поселения. Предоставление земельных участков осуществляется по дате поданного заявления. На <дата> Мухаметшин И.Р. состоит на учете граждан по предоставлению земельного участка за <№>.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что Мухаметшин И.Р. состоит на учете граждан, имеющих право на внеочередное приобретение земельного участка, и за ним сохранено право на его получение в собственность бесплатно, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия свободных земельных участков на территории муниципального образования «Знаменское сельское поселение», включенных в целевой земельный фонд. Кроме того, суд указал, что возложение на ответчика обязанности предоставить земельный участок ранее граждан, заявления которых были приняты раньше заявления истца, нарушит права указанных граждан на получение земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

Статьей 14 Закона Республики Марий Эл № 3-З определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

Согласно положениям указанной статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, указанных в пунктах 1 – 3.1 статьи 10 настоящего Закона, в собственность бесплатно осуществляется из целевых земельных фондов Республики Марий Эл и муниципальных образований в Республике Марий Эл. В целевой земельный фонд муниципального образования включаются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет соответствующий орган местного самоуправления, образованные для целей предоставления отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

Целевые земельные фонды формируются в виде перечней земельных участков с указанием в отношении каждого земельного участка следующих характеристик: порядковый номер в целевом земельном фонде, кадастровый номер, местоположение, площадь, категория земель, вид разрешенного использования земельного участка.

В целевые земельные фонды могут включаться земельные участки, не занятые зданиями, сооружениями и не обремененные правами третьих лиц, образованные в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации для целей предоставления в собственность бесплатно.

Включение земельных участков в целевой земельный фонд осуществляется по решению уполномоченного органа в течение 30 дней с даты:

- государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на вновь образованные земельные участки, кроме земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- регистрации заявления гражданина об отказе от предлагаемого ему земельного участка в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи;

- внесения в государственный кадастр недвижимости кадастрового номера земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно приведенному правовому регулированию включение в целевой земельный фонд земельных участков для целей предоставления их отдельным категориям граждан является исключительной компетенцией соответствующего органа местного самоуправления, и осуществляется после их формирования, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.

Из материалов дела следует, что в 2015 и 2016 году администрацией муниципального образования «Знаменское сельское поселение» были реализованы полномочия по включению в целевой земельный фонд 22 сформированных земельных участков, которые были предоставлены гражданам, имеющим право на их получение в собственность бесплатно, согласно имеющейся очередности. Поскольку истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств бездействия со стороны ответчика по формированию земельных участков для включения в целевой земельный фонд, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухаметшина И.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий                 О.В.Волкова

Судьи                         Ал.В.Иванов

                            

А.Д.Халиулин

33-632/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мухаметшин ИР
Ответчики
Администрация МО Знаменское с\п
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Халиулин Альфред Дамирович
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
06.04.2017Судебное заседание
07.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее