РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 14 августа 2019 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего – судьи Таргына А.О.,
при секретаре Тойбухаа Т.А.,
с участием прокурора Дажымба Б.Б.,
при участии административного истца Э., его представителя по ордеру О., представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва, Щ., представителя заинтересованного лица – **, по доверенности Б..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Э. к Территориальной избирательной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения Территориальной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва Э., выдвинутого **, по Эрзинскому одномандатному избирательному округу №, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 05.06.2019 № 2252 ПВХ-2 выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 08.06.2019 № 55/278-7 полномочия окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию г. Кызыла (далее – ТИК Тес-Хемского кожууна) – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16.
Решением ТИК Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № Э. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16.
Э. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения Территориальной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва Э., выдвинутого **, по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16.
В обоснование указанных требований указал на то, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило выявление недостатков в представленных кандидатом документах. ДД.ММ.ГГГГ Э., прибыв в ТИК Тес-Хемского кожууна для сдачи документов (согласие на обработку персональных данных; уведомление об отсутствии счетов, вкладов и денежных средств в иностранных банках; сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате, выдвинутом избирательным объединением), получил от ** ТИК Тес-Хемского кожууна К. отказ в их приеме. В обоснование своего отказа К. сообщила, что при проверке документов Э. были выявлены недостатки, которые он должен был устранить до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ путем предоставления недостающих документов. На вопрос Э. о том, какие именно недостатки были выявлены в ходе проверки, ** пояснила, что ему было направлено извещение, прочитав которое, он все узнает. Также ** известила Э. о предстоящем ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут заседании ТИК Тес-Хемского кожууна, на котором будет решен вопрос об отказе Э. в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Свидетелем данного разговора был член ** Л. Извещение, направленное ТИК Тес-Хемского кожууна ДД.ММ.ГГГГ, прибыло в почтовое отделение по месту жительства Э. ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Э. получил данное извещение ДД.ММ.ГГГГ, то не смог в указанный в извещении срок донести отсутствующие документы в ТИК Тес-Хемского кожууна. Считает, поскольку заседание ТИК было назначено на ДД.ММ.ГГГГ 17 часов 00 минут, то окончание срока для дополнительного предоставления документов от кандидата приходилось на ДД.ММ.ГГГГ до 18 часов 00 минут. На заседании ТИК Тес-Хемского кожууна ДД.ММ.ГГГГ в повестке заседания значился вопрос сразу об отказе Э. в регистрации, в то время как считает истец, комиссия должна была сначала рассматривать вопрос о регистрации или об отказе в регистрации кандидата. На заседании не уточнялось, какие именно документы Э. не предоставил, после чего все члены ТИК единогласно проголосовали за отказ Э. в регистрации кандидатом в депутаты. Считает, что протокол заседания комиссии и решение комиссии были напечатаны и подготовлены ранее дня заседания ТИК. Протокол подписан неким ФИО1, тогда как заместителем председателя ТИК Тес-Хемского кожууна является ФИО2. Считает, что ТИК Тес-Хемского кожууна должна была известить его о недостатках, обнаруженных в его документах, не позднее, чем за три дня до дня заседания, и поскольку не известила его в установленный законом срок, то не имела права принимать решение об отказе в регистрации. Просил признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16 (ТИК Тес-Хемского кожууна) от ДД.ММ.ГГГГ.2019 №, возложить обязанность зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу №.
В судебном заседании административный истец и его представитель административный иск по изложенным в нем основаниям поддержали.
Представитель административного ответчика – ТИК Тес-Хемского кожууна Республики Тыва, Щ. просил оставить административные исковые требования без удовлетворения.
Прокурор Дажымба Б.Б. в заключении просила удовлетворить административный иск.
Представитель заинтересованного лица – **, по доверенности Б. просила удовлетворить административный иск.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Тыва, в суд не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Порядок проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Республики Тыва от 28.11.2011 № 1031 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее – Закон Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1).
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен частью 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации (пункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пункт «в.1»).
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктами 4 и 5 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва N 1031 ВХ-1.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 42 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1 установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Как следует из материалов дела, административный истец Э. выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16 **
ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Тес-Хемского кожууна Э. были представлены документы для уведомления о выдвижении избирательным объединением (заявление о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты; уведомление об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, находящихся за пределами РФ; уведомление об отсутствии в ЕГРН заправшиваемых сведений; справка о наличии судимости; справка из Управления Пенсионного фонда РФ в **; копия пенсионного удостоверения; копия удостоверения ветерана труда; автобиография; копия документа о профессиональном образовании; документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащих кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о расходах кандидата, а также о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход такого кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих дню совершения сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; копия паспорта кандидата, фотографии).
Как следует из протокола заседания ТИК Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №, решения ТИК Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отсутствием документов (не представлена информация об изменениях в ранее представленные сведения о кандидате), а также несоблюдением требований к оформлению представленных документов (в уведомлении об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределам РФ, отсутствует дата подписания уведомления) Э. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Как установлено судом, действительно, в уведомлении об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, отсутствует дата подписания уведомления, а среди представленных кандидатом документов не имеется информации об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа Э. в регистрации кандидатом в депутаты.
Федеральный законодатель, регулируя вопросы регистрации кандидата, списков кандидатов, возложил на соответствующую избирательную комиссию обязанность при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение, одновременно предоставив право не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидату вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательному объединению – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как было установлено судом на основании показаний свидетеля Л., ** ТИК Тес-Хемского кожууна до дня заседания комиссии было известно о наличии недостатков в представленных Э. документах, о чем ДД.ММ.ГГГГ состоялся разговор между Э. и К., свидетелем которого стал Л. В ходе данной беседы Э. узнал о наличии недостатков в представленных им документах и о пропуске срока для устранения недостатков (ДД.ММ.ГГГГ до 18 часов 00 минут), однако о каких именно недостатках шла речь, ему не сообщили, сославшись на получение полной информации из извещения, направленного Э.
Согласно материалам дела извещение ТИК Тес-Хемского кожууна о выявленных недостатках в документах кандидата в депутаты Э. (с установлением срока для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ № направлено адресату через ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ, прибыло в пункт выдачи по месту жительства истца «**» ДД.ММ.ГГГГ и получено Э. ДД.ММ.ГГГГ в 07:41, что подтверждается почтовым конвертом и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Заседание ТИК Тес-Хемского кожууна состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут по адресу 668360, Республика Тыва, Тес-Хемский кожуун, с. Самагалтай, ул. Кунаа, д. 58.
При таких обстоятельствах, учитывая удаленность места жительства Э. от места нахождения ТИК Тес-Хемского кожууна, а также для обеспечения возложенной Федеральным законом № 67-ФЗ на избирательную комиссию обязанности известить кандидата в установленные законом сроки о выявленных недостатках, ТИК Тес-Хемского кожууна была обязана обеспечить извещение кандидата возможными способами (посредством электронной переписки, факсимильной связи, телефонограммы с досылкой извещения через ФГУП «Почта России»).
Довод административного ответчика о том, что Э. был извещен надлежащим образом, поскольку извещение было составлено ДД.ММ.ГГГГ и направлено по почте ДД.ММ.ГГГГ, судом не может быть принят, поскольку фактически административный истец был извещен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
Оспариваемое истцом требование, содержащееся в извещении о выявленных недостатках в документах об устранении недостатков в срок ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит части 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. На основании части 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ окончание срока для устранения недостатков действительно приходилось на ДД.ММ.ГГГГ.
Подобное пренебрежение избирательной комиссии требованиями Федерального закона N 67-ФЗ привело к нарушению принципа равенства прав и обязанностей кандидатов, предусмотренного статьей 39 данного Федерального закона.
С учетом изложенного суд усматривает основания для отмены решения ТИК Тес-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение признается незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Э. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Тес-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва Э., выдвинутого ** по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16».
Возложить на Территориальную избирательную комиссию Тес-Хемского кожууна Республики Тыва обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Э. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16 выдвинутого **.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения суда в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу административному истцу и в Верховный Суд Республики Тыва.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение пяти дней со дня его принятия.
Решение суда в окончательной форме принято 15 августа 2019 года.
Председательствующий А.О. Таргын