Дело № 2-1921/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2017 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием истца – Севрюгиной Е.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севрюгиной Е.Т. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений,
установил:
Севрюгина Е.Т. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) далее по тексту - УПФ), в котором просит восстановить ей пропущенный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений ее супруга – Севрюгина А.В.
Требования мотивированы тем, что <дата> умер ее супруг Севрюгин А.В., являющийся застрахованным лицом, после смерти, которого осталась накопительная часть трудовой пенсии. Получить пенсионные накопления истец не может, поскольку пропустила срок обращения за указанной выплатой. Истец считает, что пропустила установленный срок по уважительной причине, поскольку не знала о законе и о правилах обращения за выплатой средств пенсионных накоплений.
В судебном заседании истец – Севрюгина Е.Т. просила суд удовлетворить заявленное требование по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила о том, что она не знала о наличии у ее супруга средств пенсионных накоплений, УПФ с момента смерти ее супруга не извещало ее как правопреемника о возможности получения указанных выше средств пенсионных накоплений, о своем праве на получение указанных накоплений узнала только лишь в сентябре 2017 года, после чего сразу же <дата> обратилась в УПФ, однако ей было отказано в связи с пропуском 6-месячного срока. Суду пояснила о том, что с <дата> по настоящее время проживает по адресу: УР, <*****>, то есть по адресу своей регистрации по месту жительства. Также пояснила о том, что родителей ее супруга в живых нет, в наследство после супруга вступала лишь она, других наследников нет, за 1 год до его смерти у него на иждивении никто не находился, завещание он не оставил.
Представитель ответчика - УПФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором он указал о том, что возражений по восстановлению пропущенного срока нет.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено без участия неявившегося представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требование истца подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, из материалов дела судом установлено следующее.
Истец является супругой Севрюгина А.В., что подтверждено свидетельством о заключении брака, выданном <дата> серии I-НИ №***.
<дата> умер Севрюгин А.В., соответственно установленный Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений Севрюгина А.В. истек <дата> (понедельник - рабочий день).
Согласно пояснениям истца она узнала о своем праве на обращение в УПФ за выплатой средств пенсионных накоплений умершего Севрюгина А.В. и о наличии у него данных средств лишь в <дата>
<дата> истец обратилась в УПФ с заявлением о получении указанных средств пенсионных накоплений (ответ УПФ от <дата> №***), что также следует из пояснений истца, данных ею в судебном заседании.
Справкой УПФ от <дата> №*** истцу разъяснено, что она пропустила шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений Севрюгина Е.Т.
Согласно ответу нотариуса Б.. №*** от <дата>, после смерти Севрюгина А.В., умершего <дата>, заявление о принятии наследства по закону подала супруга Севрюгина Е.Т., других лиц, призываемых к наследованию, не имеется, заявлений от лиц, которые не рассматривались в качестве наследников, не поступало.
Из пояснений истца судом установлено, что родителей Севрюгина А.В. в живых нет, за 1 год до его смерти у него на иждивении никто не находился, завещание он не оставил.
Помимо истца правопреемников после смерти Севрюгина А.В. судом не установлено.
Смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости.
Данные обстоятельства сторонами дела не оспариваются.
Факт принятия истцом наследства после смерти супруга правового значения не имеет, так как в силу ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
То есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 данного Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 данного Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Указанное заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Такое заявление Севрюгин А.В. при жизни не сделал.
При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абз. 1 данного пункта.
Порядок обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений на момент возникновения спорных правоотношений установлен п. 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 711, согласно которому обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 года (вопрос № 3) дано разъяснение о том, что при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Также в данном Обзоре указано, что перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
В соответствии с п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 711, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению. Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, истец является супругой Севрюгина А.В., <дата> года рождения, умершего <дата>, и имевшего средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета.
Кроме истца, за выплатой средств пенсионных накоплений в УПФ, никто не обращался.
УПФ, получив и обработав информацию, содержащую сведения о смерти застрахованного лица Севрюгина А.В. должно было известить правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего.
20 сентября 2017 года определением судьи Воткинского районного суда УР на ответчика возложено бремя доказывания, что УПФ известило истца о возможности получения таких средств в срок, установленный законом.
Копия данного определения судьи получена УПФ 27 сентября 2017 года.
Вместе с тем, каких-либо доказательств этого, как того требуют положения норм ст. 12, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, сторона ответчика суду не предоставила.
Напротив, согласно пояснениям истца она (истец) с <дата> по настоящее время проживает по адресу: УР, <*****>,
<*****>, то есть по адресу своей регистрации по месту жительства, который указан в ее паспорте гражданина РФ, о своем праве на обращение в УПФ за выплатой средств пенсионных накоплений умершего Севрюгина А.В. и о наличии у него данных средств она (истец) узнала лишь в <дата>
УПФ, не владея по объективным причинам информацией о месте проживания истца, как правопреемника умершего лица, не имело возможности известить истца о возможности получения средств пенсионных накоплений, что в свою очередь не позволило истцу своевременно обратиться в пенсионных орган с соответствующим заявлением.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства и установленные обстоятельства, на основании исследованных доказательств, суд пришел к выводу о том, что срок на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений был пропущен истцом по уважительной причине.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Севрюгиной Е.Т. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений, - удовлетворить.
Восстановить Севрюгиной Е.Т., <дата> рождения срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений Севрюгина А.В., <дата> года рождения, умершего <дата>.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено судом 23 октября 2017 года.
Судья Д.Н. Шкробов