Решение по делу № 8а-3765/2020 от 13.02.2020

Дело № 88а-5357/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 марта 2020 года                                                                    г. Санкт-Петербург

    Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей:                      Зеленского А.М., Широковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мангутова Максима Витальевича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2019 (дело 2а-6490/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Мангутова Максима Витальевича к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, начальнику ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным постановления начальника ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми от 16 мая 2019 года о содержании в одиночной камере.

    Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

    Мангутов М.В. подал в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление о признании незаконным постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми от 16 мая 2019 года о содержании в одиночной камере. В обоснование требований указал на то, что с 13 декабря 2016 года он отбывает наказание по приговору Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 10 июля 2017 года. С 8 мая 2019 года содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительный кодекса РФ для участия в судебных заседаниях по другому уголовному делу. На основании оспариваемого постановления начальника ФКУ СИЗО-1 содержится в одиночной камере № 7 ввиду отсутствия мест в других камерах СИЗО, в которых содержатся иные осужденные по вступившим в законную силу приговорам. Между тем, по мнению административного истца, в иных камерах изолятора имелись места, в связи с чем, постановление начальника ФКУ СИЗО-1 от 16 мая 2019 года о содержании его в одиночной камере является незаконным, нарушающим его права на содержание в камерах с другими осужденными, а так же право не быть подвергнутым жестокому обращению.

    Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления Мангутов Максим Витальевич подал кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального права. Продолжает настаивать на изложенных в административном исковом заявлении доводах.

    Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

    Таких обстоятельств судом не установлено.

    Как следует из материалов дела, Мангутов М.В. осужден приговором Эжвинского районного суда г.Сыктывкару Республики Коми от 10 июля 2017 года по части 1 статьи 112, части 1 статьи 314.1 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы на срок 4 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

    На основании постановления Президиума Верховного суда Республики Коми от 24 апреля 2019 года осужденный Мангутов М.В. этапирован из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республики Коми в ФКУ ИК СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми в связи с направлением уголовного дела в отношении Мангутова М.В., в рамках которого было вынесено новое кассационное определение.

    С 08 мая 2019 года Мангутов М.В. содержится в ФКУ СИЗО-1 по Республике Коми в порядке статьи 77.1 Уголовно — исполнительного кодекса РФ.

    Постановлением начальником ФКУ СИЗО -1 от 16 мая 2019 года Мангутов М.В. размещении в одиночной камере № 07 по тому основанию, что иным способом нет возможности соблюсти требования статьи 33 Федерального закона №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    Постановление объявлено Мангутову М.В. в день его вынесения, от подписи в постановлении истец отказался.

    Согласно справке инспектора ОСУ ФКУ СИЗО-1 о движении по камерам в отношении Мангутова М.В. последний содержался в камере № 85, 15 мая 2019 года переведен оперативной частью в камеру № 83, 16 мая 2019 года - в камеру № 7.

    Разрешая заявленные Мангутовым М.В. требования, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и требованиями Федерального закона № 10-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемое решение совершено административным ответчиком в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий и при этом права либо свободы Мангутова М.В. не нарушает, пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

    В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы, выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

    В силу части 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

    В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

    Согласно части 1 статьи 15 названного Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

    На основании статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.

    Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах, в том числе при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

    В соответствии со статьей 33 приведенного Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

    При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

    Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что законодателем не установлен запрет на перевод подозреваемого или обвиняемого в одиночную камеру, если это требуется в интересах обеспечения безопасности его жизни и здоровья либо жизни и здоровья других подозреваемых или обвиняемых. Вопрос о том, кого в подобных случаях следует переводить в одиночную камеру, решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, в числе которых и обстоятельства, при которых опасность может исходить от самого переводимого в одиночную камеру, а может и угрожать ему.

    Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что в настоящем случае перевод Мангутова М.В. в одиночную камеру не рассматривается как мера взыскания, а произведен с целью обеспечения безопасности и требований законодательства о раздельном содержании различных категорий осужденных, направлен на предупреждение преступлений против личности подозреваемых и обвиняемых.

    Оспариваемое административным истцом постановление начальника ФКУ СИЗО №1 основано на законе, поскольку при решении вопроса о размещении Мангутова М.В. в одиночной камере учитывалась совокупность данных о личности осужденного, включающих, в том числе его характеристики по месту отбывания наказания, его психологической совместимости с иными лицами, содержащимися в спорный период в ФКУ СИЗО-1, а так же необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья других подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в спорный период в следственном изоляторе.

    Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что до принятия начальником ФКУ СИЗО -1 оспариваемого решения Мангутов М.В. характеризовался как лицо, склонное к совершению дисциплинарных взысканий, неоднократно выдворялся в карцер за неповиновение законным требованиям сотрудников исправительного учреждения, не имеет поощрений.

    Оснований не доверять информации, указанной в составленных должностными лицами ФКУ СИЗО-1 и представленных суду документах (рапортах, справках), не имеется. Доказательств наличия со стороны сотрудников исправительного учреждения какого-либо предвзятого отношения к административному истцу не установлено.

    Порядок и процедура размещения Мангутова М.В. в одиночной камере ФКУ СИЗО -1 соблюдены. Данное решение принято начальником ФКУ СИЗО -1 при наличии предусмотренных законом оснований, с учетом данных о личности административного истца. При этом права и законные интересы Мангутова М.В. не нарушены.

    Правильно суд апелляционной инстанции отверг и доводы Мангутова М.В. о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права.

    Отклонение судом заявленных истцом ходатайств об отложении судебного разбирательства с целью заключить соглашение с представителем и подготовки к судебным прениям, о вызове свидетелей, разрешенные в соответствии с требованиями статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с указанием в протоколе судебного разбирательства мотивов такого отказа, не свидетельствует о нарушении прав Мангутова М.В. на справедливое судебное разбирательство.

    Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции не чинилось каких-либо препятствий в реализации административным истцом его процессуальных прав, предусмотренных статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ходатайства Мангутова М.В., в том числе об ознакомлении с материалами дела, об ознакомлении с протоколом судебного заседания разрешались судом первой инстанции по правилам статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административному истцу, участвующему при рассмотрении дела с использованием системы видеоконференц-связи, разъяснялось право на ознакомление с материалами дела и протоколом судебного разбирательства. Для реализации права административного истца на ознакомление с протоколами судебных заседаний 19 августа 2019 года в его адрес направлены копии протоколов судебных заседаний от 9 июля 2019 года, 22 июля 2019 года и 12 августа 2019 года.

    Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных постановлений отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2019, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Мангутова Максима Витальевича к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, начальнику ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным постановления начальника ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми от 16 мая 2019 года о содержании в одиночной камере оставить без изменения, кассационную жалобу Мангутова Максима Витальевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-3765/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Мангутов Максим Витальевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми
Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми
УФСИН по Республике Коми
Другие
УФСИН России
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленский Андрей Маркович
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
18.03.2020Судебное заседание
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее