Дело № 2-1528\2020
66RS0004-01-2019-010548-09
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
20 февраля 2020 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кононова А. П. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кононов А.П. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о восстановлении даты постановки на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленного иска указано, что <//> истец и члены его семьи Кононова И.Т., Кононов Р.А., 2009 года рождения, Кононова Д.А., 2014 года рождения, были приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Письмом от <//> ответчик известил истца о том, что <//> на основании решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты изменена дата постановки на учет с <//> на дату истечения 5-тилетнего срока с момента ухудшения жилищных условий сотрудника <//>, поскольку Кононова И.Т. (супруга истца) <//> произвела отчуждение 1\4 доли, что составляет 10,65 кв.м. жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, общей площадью 542,6 кв.м. По мнению истца данное решение незаконно, поскольку противоречит требованиям Федерального закона от <//> N 283-ФЗ (ред. от <//>) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон №), а также без учета того, что данная доля была продана за три года до принятия членов семьи истца на учет, соответственно Кононов А.П. не имел намерения ухудшить свои жилищные условия. Более того, при расчете на Кононову И.Т. приходилось 10,65 кв.м., что менее учетной нормы, что подтверждает тот факт, что истец и членов его семьи и при учете данной площади подлежали признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме этого, в настоящее время семья истца пользуется нежилым помещением, а в оспариваемом решении только предложено изменить дату постановку на учет, когда как фактически произведено изменение даты на <//>.
В судебное заседание истец и третьи лица Кононова И.Т., действующая также в интересах Кононова Р.А., Кононовой Д.А., не явились, о рассмотрении дела извещены. Кононов А.П. уполномочил на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, так как согласно представленным истцом документам, включая данные согласно ответов на межведомственные запросы, семья истца намеренно ухудшила свои жилищные условия, что является безусловным основанием для изменения даты принятия на учет.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить настоящий иск при установленной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что Кононов А.П. на основании протокола комиссии ГУ МЧС России по свердловской области от <//> № принят на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи – Кононовой И.Т. (супруга), и их сына Кононова Р.А. для получения единовременной выплаты из расчета на 54 кв.м.
В ходе межведомственной проверки установлено, что Кононова И.Т. <//> распорядилась 1\4 доли в праве собственности в отношении жилого помещения по адресу: г.Екатеринбург. <адрес>, общей площадью 542,6 кв.м. Таким образом, размер доли оставил 10,65 кв.м.
Согласно выписке из протокола заседания Территориальной комиссии от <//> в связи с установлением факта ухудшения жилищных условий предложено в соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона № изменить дату постановки на учете с <//> на <//>.
В силу ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением учитывается общая площадь всех жилых помещения, принадлежащих как непосредственно субъекту, претендующему на улучшение жилищных условий, так и членам его семьи.
Также к расчету принимаются жилые помещения, не являющиеся благоустроенными, если эти
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <//> №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А. В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от <//> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - дату обращения истца с заявлением о постановке на учет в целях получения ЕСВ (далее Закон N 283-ФЗ), было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 369 предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (подп. "з", "и" п. 5 Правил).
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N 283-ФЗ 8. сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В подп. "б" п. 15 Правил предусмотрено, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как указано ранее, выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В свою очередь, супруга истца произвела отчуждение доли, составляющей 10,65 кв.м.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, юридическое значение имеет, распорядился ли гражданин жилым помещением, площадью более учетной нормы, поскольку в силу ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Нуждаемость в жилом помещении (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) устанавливается в случае обеспеченности жилым помещением площадью менее учетной нормы.
Ответчиком не оспорено, что при принятии на учет истец и члены его семьи на обладали иным жилым помещением, а в настоящее время проживают по адресу г.Екатеринбург, <адрес>, то есть в помещении, не являющимся жилым. Более того, и при учете отчужденного жилого помещения семья истца является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Само по себе формальное применение норм действующего законодательства без учета системности толкования как общих положений Жилищного кодекса Российской Федерации, так и отраслевого законодательства, влечет за собой нарушение жилищных прав гражданина.
Как верно указано представителем истца, намеренность заключается в злоупотреблении своими правами, совершении действий, направленных на ухудшение жилищных условий в целях принятия на учет. В то же время представитель ответчика подтвердила тот факт, что и при учете площади отчужденного помещения истец подлежит принятию на учет в силу вышеприведенных правовых положений.
Кроме этого, обоснованной и правомерной является ссылка представителя истца на то, что решением комиссии лишь предложено изменить дату постановки на учет, уведомление, которое правовым актом не является, истец извещен о фактически совершенных действиях об изменении даты.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности требований истца в той формулировке, которая изложена в иске, так как восстановление даты постановки истца и членов его семьи на учете влечет за собой действительное восстановление нарушенных жилищных прав Кононова А.П. и членов его семьи.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Истцом заявлено об установлении срока для исполнения решения суда равным 10-ти дням, однако с учетом необходимости совершения действий по изменению даты принятия на учет, суд считает необходимым установить данный срок для исполнения равным 15 дням.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в течение 15-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить дату постановки Кононова А. П. и членов его семьи Кононовой И. Т., Кононова Р. А., Кононовой Д. А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на <//>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова