Дело № 2-3984/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Василёвой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Е.С. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, Департамента имущественных отношений Минобороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Е.С. обратилась в суд с названным иском к ответчикам департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, в обоснование иска указав, что она со своей семьей проживает в квартире площадью 62,6 кв.м по адресу: <адрес>, которая была предоставлена по договору социального найма жилого помещения № от 09.07.2012 ФГУ «Центррегионжилье» С.В.И. на основании решения № о заключении договора социального найма от 07.07.2012. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены: Кузнецова Е.С. – его жена, К.А,В. – его дочь, С.А.В. – его сын. Указанные члены семьи в настоящее время зарегистрированы в рассматриваемой квартире. Истец обратилась с заявлением в ФГУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения, однако, был получен ответ о необходимости обращения в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, так как предоставление жилого помещения в собственность гражданами не предусмотрено полномочиями ФГУ «Центррегионжилье». После чего истец обратилась с заявлением на приватизацию в указанную организацию, которая дала истцу ответ о том, что такие решения принимаются по решениям Министра Обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ. Истец свое право на приватизацию не использовала. Ее супруг С.В.И. использовал свое право и в приватизации участвовать не может, С.А.В. и К.А,В. от участия в приватизации отказываются, о чем имеется нотариально удостоверенные отказы. Просит суд признать за Кузнецовой Е.С. право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 62,6 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>, в порядке приватизации (л.д. 4-7).
Определением суда от 03.11.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (территориальное, г. Омск) Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 110-113).
В судебное заседание истец Кузнецова Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что ее супругу С.В.И. как военнослужащему, состоящему в очереди на улучшение жилищных условий, была предоставлена по договору социального найма квартира по адресу: <адрес>, в которую также были вселены его члены семьи – истец и двое их детей. Поскольку ранее С.В.И. участвовал в приватизации 6 кв.м дома в <адрес>, он утратил свое право на приватизацию, в связи с чем, решили приватизировать в единоличную собственность истца в порядке приватизации. Дети от участия в приватизации отказываются, чтобы сохранить их право в дальнейшем на участие в приватизации. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Мучипова С.Ш. (л.д. 8) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила его удовлетворить.
Третье лицо С.В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, указав, что свое право на приватизацию он использовал.
Третьи лица С.А.В. и К.А,В. в судебном заседании пояснили, что отказываются от использования права приватизации в пользу своей мамы Кузнецовой Е.С., просили иск удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчиком ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ представлены суду возражения на иск (л.д. 78-80) согласно которым с исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку жилое помещение предоставлялось на основании договора социального найма С.В.И. Кузнецова Е.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма не состояла, обеспечение жилыми помещениями за счет средств Министерства обороны осуществляется исключительно в отношении военнослужащих. Кроме того указывает, что истцом не представлен документ о неиспользовании права приватизации на все территории Российской Федерации, просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1, 2 Закона РФ от 4 июля 1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 11 названного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 7 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23.12.2010 N 1888, основными задачами Департамента жилищного обеспечения являются: - организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с представленным суду истцом договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУ «Центррегионжилье» (Наймодатель) и С.В.И. (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире общей площадью 62,60 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 73-74).
Согласно пункту 3 указанного договора, совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Кузнецова Е.С. – жена, К.А,В. – дочь жены, С.А.В. – сын.
Судом установлено, что истец Кузнецова Е.С. совместно с супругом С.А.В., сыном супруга С.В.И. и дочерью К.А.Н. постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 89).
Согласно ответу ТУ Росимущества в Омской области, сведения о квартире по адресу: <адрес> реестре федерального имущества Омской области не содержатся (л.д. 53).
По данным реестра муниципального имущества <адрес>, распложенная по адресу: <адрес>, корпус 1, в соответствующем реестре на значится, муниципальной собственностью не является (ответ департамента имущественных отношений города Омска от 27.09.2017 г. № ДИО/16257) (л.д. 59).
Из ответа Министерства имущественных отношений Омской области от 04.10.2017 г. № МИО/04-02/9320 следует, в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация о жилом помещении, распложенном по адресу: <адрес> (л.д. 70).
Согласно ответу ФГБУ «Росреестр» по Омской области № от 25.09.2017 г., объект недвижимости – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 58).
Как следует из ответа отделения ФГКУ «Центррегионжилье» (территориальное город Омск), жилое помещение по адресу: <адрес>, не относится к специализированному жилищному фонду, то есть имеет статус постоянного жилого помещения, предоставленного С.В.И. и членам его семьи на условиях договора социального найма жилого помещения (л.д. 72).
Согласно ответу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья граждан, находящимся в служебных отношениях с Министерством обороны, возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения (ФГКУ «Центррегионжилье») (л.д. 83-84).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, к муниципальной собственности не относится, в связи с чем, департамент имущественных отношений Администрации <адрес> является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с п. 9 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110, департамент осуществляет в том числе следующие функции: - осуществляет юридические действия по защите прав и законных интересов Российской Федерации (в том числе совместно с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны и (или) Правовым департаментом Министерства обороны) при управлении и распоряжении имуществом Вооруженных Сил и его приватизации, а также полномочия собственника имущества должника - подведомственного Министерству обороны федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
В связи с чем, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е.С. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ следует отказать в полном объеме.
По сведения Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (справка № от ДД.ММ.ГГГГ), ФГБУ «Росреестр» по Омской области (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ), Кузнецова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала (л.д. 55).
На заявление истца в ФГКУ «Сибирское ТУИО» о предоставлении в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, получен ответ, согласно которому ФГКУ «Сибирское ТУИО» не уполномочено на принятие решений, связанных с предоставлением жилых помещений в собственность граждан (л.д. 9, 10).
Нарушение своих прав истицей обосновано сложившейся неопределенностью в жилищных правах на спорное жилое помещение, в связи с наделением полномочий соответствующих органов государственной власти по передаче в собственность граждан жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и находящихся в собственности Российской Федерации – ведении Министерства обороны Российской Федерации, что препятствует оформлению жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) во внесудебном порядке.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно статье 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, с учетом времени вселения истицы в жилое помещение, жилищные права подлежат правовой оценке с учетом положений Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005, и на основе положений Жилищного кодекса РФ.
Суд учитывает, что вселение в жилое помещение по адресу: <адрес>, истца как члена семьи С.В.И. произведено на основании решения о предоставлении жилого помещения и договора социального найма, заключенного в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правовой режим жилого помещения определен имеющимися в материалах дела документами – жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и относящееся к жилищному фонду социального использования.
Содержание жилищных прав и обязанностей нанимателя, членов его семьи было определено в главе 2 Жилищного кодекса РСФСР. Жилищные права указанных граждан характеризовались равным объем правомочий, обусловленных владением и пользованием жилым помещением социального использования.
Так, статья 53 Жилищного кодекса РСФСР наделяла всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних, равными правами, вытекающими из договора найма жилого помещения.
Таким образом, права истицы, как члена семьи производны от жилищных прав С.В.И., соответственно, жилищные права последнего и членов его семьи в основе возникновения имеют общие юридические факты – предоставление квартиры на условиях договора социального найма.
Оценивая наличие (отсутствие) у спорного жилого помещения ограниченного правового режима владения и пользования, суд учитывает, что сведений о том, что предоставленное С.В.И. жилое помещение включено в число служебной жилой площади в соответствии с положениями ст.101 ЖК РСФСР, в материалах гражданского дела не имеется.
Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения является субъективным правом конкретного лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, является таким имущественным правом, осуществление которого производится в порядке, установленном законом.
Реализация права на приватизацию жилого помещения возможна при наличии следующих правовых условий: принадлежность жилого помещения к государственному или муниципальному фонду социального использования; отсутствие у жилого помещения ограниченного правового режима распоряжения, установленного в ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 (жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения).
Признание права как способ защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем, признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
Исходя из анализа положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что граждане, имеющие право пользования жилым помещением вправе самостоятельно определить кто из них, или они все будут претендовать на приватизацию занимаемого ми жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что С.В.И. право на приватизацию жилого помещения использовал (л.д. 30).
Имеющие право на участие в приватизации дети истца С.А.В. и К.А,В. выразили суду отказ от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу истца.
Принимая во внимание правовой режим спорного жилого помещения, учитывая документальное подтверждение того, что право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации истицей ранее реализовано не было, суд находит избранный способ защиты правомерным, а исковые требования подлежащими удовлетворению. Иных доказательств помимо исследованных суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецовой Е.С. удовлетворить частично.
Признать за Кузнецовой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2017