Дело № 2-1811/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Глазов УР 05 декабря 2019 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кирилловой О.В.,
при секретаре Станкевич О. А.,
с участием истца Прокашевой М. А.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) – Галаниной В. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокашевой М.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о признании решения незаконным,
установил:
Прокашева М. А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о признании решения незаконным, мотивируя требования тем, что 07 февраля 2019 года обратилась к ответчику за досрочным назначением страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Пенсионного фондаРФ (ГУ) в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) (далее УПФРФ в г. Глазове УР) отказало в назначении досрочно страховой пенсиипо старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа, дающегоправо на досрочное пенсионное обеспечение, ввиду того, что на датуобращения (ДД.ММ.ГГГГ) стаж, дающий право на досрочное назначениестраховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п.1 ст. 30 Федеральногозакона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составил 11 лет 10месяцев 14 дней, вместо требуемых 25 лет. С указанным Решением истец не согласна в части исключения из стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ Исключения из стажа периода работы в должности диетсестры, медицинской сестры диетической с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочно страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по следующим причинам.
В спорные периоды истец работала в должности медицинской сестры стерилизационной, т.е. занимала должность среднего медицинского персонала, предусмотренную Списком.
Повышение квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя и правом и обязанностью, что предусмотрено статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Кроме того, повышение квалификации специалиста не реже одного раза в 5 лет является лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности (подпункт «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291.
Трудовым кодексом РФ также предусмотрено право работников на дополнительное профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации программ повышения квалификации (ст. ст. 21, 197) и обязанность работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, проводить дополнительное профессиональное образование, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тем самым указанный период деятельности работника является страховым, и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности отсутствуют.
Общая продолжительность периодов повышения квалификации составила 4 месяца 13 дней.
Таким образом, дополнительно в стаж работы, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подлежит включению 4 месяца 13 дней.
Период работы в должности диетсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и медицинской сестры диетической с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в г. Глазове УР исключило из стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, мотивируя тем, что должность «диетсестра» отсутствует в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и в Перечне, являющимся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по диетпитанию также не засчитан в льготный стаж с учетом списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, т.к. документами не подтверждается, что данная должность относилась к среднему медицинскому персоналу.
С такими выводами ответчика не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии». Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в подпункте «н» пункта 1 определены нормативные правовые акты, с учетом которых определяется стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г.
К периоду работы с 20.09.1988 г. по 31.12.1991 г. при определении соответствующего стажа применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства). Перечнем № 1397 (раздел II «Врачи и другие медицинские работники» подраздел «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения») предусмотрены медицинские сестры независимо от наименований должностей.
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 102/6-142, предусмотрена должность «сестра медицинская диетическая», которая была включена в Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016), утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года № 016.
Ранее действующими штатными нормативами медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений предусматривались должности «диетсестра», «диетическая сестра», «сестра по диетическому питанию» (штатные нормативы медицинского персонала и работников кухонь домов ребенка, утвержденные приказом Минздрава СССР от 22 ноября 1948 года № 700; штатные нормативы и типовые штаты больниц, поликлинических учреждений, учреждений охраны материнства и детства», утвержденные приказом Минздрава СССР от 26 декабря 1955 года № 282-м; приказ Минздрава СССР от 2 марта 1964 года № 97 «О штатных нормативах медицинского, педагогического персонала и работников кухонь туберкулезных больниц»).
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 года № 693 внесены изменения в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения, в соответствии с которыми должности: диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию изменены на должность: диетическая медицинская сестра (приложение № 1 к приказу). Предписано руководителям органов здравоохранения всех уровней принять к руководству указанные Изменения наименований должностей.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.04.1985 № 540 установлены требования к должности диетической медицинской сестре лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п. 1, 2 приложения № 4 к приказу). Указанным приказом также установлены обязанности диетической медицинской сестры.
Согласно приказу Министерства здравоохранения от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» установлена номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, в соответствии с которой медицинская сестра диетическая относится к среднему медицинскому персоналу.
Согласно записи в трудовой книжке с 20.09.1998 г. истец переведена с должности «фельдшер» на должность «диетсестра».
Из наименования учреждения значится, что работала в лечебно- профилактическом учреждении.
Согласно диплому ЗТ № 974906, выданному 26.02.1987 г. Глазовским медицинским училищем по фельдшерской специальности, получила среднее специальное образование с присвоением квалификации «фельдшер».
В период работы диетсестрой, медицинской сестрой по диетпитанию в соответствии с установленными требованиями истец как средний медицинский работник повышала квалификацию в Училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников по специальности «диетология», что подтверждается Свидетельством № 6392 о прохождении повышения квалификации к диплому № 974906.
Согласно справке, выданной БУЗ УР «Красногорская районная больница МЗ УР» на основании тарификационных списков, с 1988 по 1999 годы тарифицировалась как медицинская сестра по диетпитанию с отнесением к среднему медицинскому персоналу.
Соответственно, заработная плата устанавливалась на основании ведомственных приказов, исходя из оклада медицинской сестры, что подтверждается лицевыми счетами за 1988-1999 г.г.
Так при переводе диетсестрой с 20.09.1988 г. заработная плата была установлена как медицинской сестре (при стаже работы до 5 лет), исходя из оклада 80 руб. 00 коп. на основании Приказа М3 СССР № 1250 от 01.12.1976 г.
С 01.11.89 г. на основании приказа М3 СССР № 1420 от 24.10.1986 г., приказа М3 СССР № 1480 от 10.11.1986 г. заработная плата была увеличена, установлен оклад как медицинской сестре (при стаже работы до 5 лет) в размере 105 руб. 00 коп. С 01.04.1999 г. на основании постановления Правительства РФ от 18.03.1999 № 309, а с 15.10.1999 г. на основании приказа М3 РФ № 377 от 15.10.1999 г. был установлен оклад в размере 220 руб.00 коп. как медицинской сестре по 6 разряду оплаты труда. Во всех лицевых счетах, в тарификационных списках за 1988 - 1999 г.г. значилась медицинской сестрой по диетпитанию.
Учитывая то обстоятельство, что работодателем должность «диетсестра» внесена в трудовую книжку без учета изменений наименования должности в соответствии с нормативными правовыми актами, а также тарификационными списками, лицевыми счетами, имеющимися у работодателя и представленными в качестве доказательства работы в должности медицинской сестры, не должно препятствовать зачету периодов работы в указанных должностях в соответствующий стаж при применении Перечня № 1397.
Аналогичный подход должен быть применен при определении стажа на соответствующих видах работ с учетом действовавшего до 1 ноября 1999 года Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждении, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право па пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым не конкретизированы должности среднего медицинского персонала.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по диетпитанию ответчиком не засчитан в льготный стаж с учетом списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, «т.к. документами не подтверждается, что данная должность относилась к среднему медицинскому персоналу (в штатных расписаниях указанная должность предусмотрена в структурном подразделении «Общебольничный персонал», где штатные единицы врачебных должностей и среднего медицинского персонала не выделены».
Ответчик не отрицает факт работы в спорный период в должности медицинской сестры по диетпитанию, которая по номенклатуре отнесена к среднему медицинскому персоналу. При том, ссылаясь только на штатное расписание, не проверив тарификационные списки, лицевые счета, которыми подтверждается работа в должности среднего медицинского персонала, необоснованно исключает указанный период из стажа, дающего право на назначение досрочно страховой пенсии по старости. Между тем, отнесение занимаемой должности «медицинская сестра по диетпитанию» к среднему медицинскому персоналу имеет документальное подтверждение в тарификации и лицевых счетах по заработной плате за соответствующие периоды.
Учитывая изложенное, периоды работы в должности диетсестры, медицинской сестры по диетпитанию подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, дополнительно подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 12 лет 11 месяцев 17 дней.
С учетом стажа, подлежащего к зачету на основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ. № Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное), продолжительность которого составила 11 лет 10 месяцев 4 дня, периодов повышения квалификации, продолжительность которых составила 4 месяца 13 дней, а также периодов работы в должности медицинской сестры диетической (по диетпитанию), продолжительность которого составила 12 лет 11 месяцев 17 дней, на ДД.ММ.ГГГГ истцом был выработан необходимый стаж (25 лет) для назначения досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Следовательно исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела Прокашева М. А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, дополнительно просила признать незаконным решение Управления пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения спорных периодов в специальный страховой стаж.
В судебном заседании истец Прокашева М. А. исковые требования поддержала в полном объёме, мотивировав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) Галанина В. А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что решение Управления Пенсионного фонда является законным, доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной пенсии поддержала в полном объеме. Просила суд в удовлетворении иска Прокашевой М. А. отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы истца, изложенные в иске, и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Таким образом, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Согласно п. 5 Постановления Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Исследовав предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что истцом указанные условия выполнены.
Так, судом установлено, что Прокашева М. А. дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Прокашевой М. А. в назначении пенсии по старости по ст. 30 ч. 1 п.п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ отказано.
Согласно решения в специальный стаж истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы в должности диетсестры, медицинской сестры диетической с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно диплому ЗТ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Глазовским медицинским училищем по фельдшерской специальности, получила среднее специальное образование с присвоением квалификации «фельдшер».
В соответствии с записями трудовой книжки истца Прокашева М. А. работала:
с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве фельдшера Кеновайского ФАП Красногорской ЦРБ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве диетсестра Красногорской ЦРБ;
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – медицинская сестра стерилизационной Красногорской ЦРБ.
В вышеуказанные периоды работы истец направлялась на курсы повышения квалификации (усовершенствования) с сохранением средней заработной платы – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует справка, уточняющая льготный характер работы.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую пенсию.
Федеральный закон "О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статья 30).
Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона для лиц, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года.
При этом в силу положений пункта 3 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" указанным гражданам, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Так в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400–ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, учитывая указанные выше нормы пенсионного законодательства, Прокашева М. А., приобретет право на назначение страховой пенсии при наличии специального страхового стажа 25 лет и 06 месяцев.
К спорному периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при определении соответствующего стажа применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства).
Перечнем № 1397 (раздел II «Врачи и другие медицинские работники» подраздел «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения») предусмотрены медицинские сестры независимо от наименований должностей.
Согласно Списку № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.12.1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" к среднему медицинскому персоналу отнесена медицинская сестра диетическая.
Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016 (утратил силу 1 января 1996 года), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998 года), была предусмотрена такая должность как "сестра медицинская диетическая" (код 24719).
Разделом наименование должностей в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 года N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" должность диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию, изменена на должность в соответствии с номенклатурой - диетическая медицинская сестра.
В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 25.06.1981 г. N 693 и внесенных в него изменений от 13.02.1995 г., 03.02.1999 г. и приложением к нему, наименование таких должностей как диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию в действующий штатных нормативах соответствует номенклатуре должности диетическая медицинская сестра.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 апреля 1985 года N 540 (утратил силу с 5 августа 2003 года) установлены требования к должности диетической медицинской сестре лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п. 1, 2 приложения N 4 к приказу).
В период работы диетсестрой, медицинской сестрой по диетпитанию в соответствии с установленными требованиями истец как средний медицинский работник повышала квалификацию в Училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников по специальности «диетология», что подтверждается Свидетельством № о прохождении повышения квалификации к диплому №.
Согласно справке, выданной БУЗ УР «Красногорская районная больница МЗ УР» на основании тарификационных списков, с 1988 по 1999 годы тарифицировалась как медицинская сестра по диетпитанию с отнесением к среднему медицинскому персоналу.
Соответственно, заработная плата устанавливалась на основании ведомственных приказов, исходя из оклада медицинской сестры, что подтверждается лицевыми счетами за 1988-1999 г.г.
Так при переводе диетсестрой с 20.09.1988 г. заработная плата была установлена как медицинской сестре (при стаже работы до 5 лет), исходя из оклада 80 руб. 00 коп. на основании Приказа М3 СССР № 1250 от 01.12.1976 г.
С 01.11.89 г. на основании приказа М3 СССР № 1420 от 24.10.1986 г., приказа М3 СССР № 1480 от 10.11.1986 г. заработная плата была увеличена, установлен оклад как медицинской сестре (при стаже работы до 5 лет) в размере 105 руб. 00 коп. С 01.04.1999 г. на основании постановления Правительства РФ от 18.03.1999 № 309, а с 15.10.1999 г. на основании приказа М3 РФ № 377 от 15.10.1999 г. был установлен оклад в размере 220 руб.00 коп. как медицинской сестре по 6 разряду оплаты труда. Во всех лицевых счетах, в тарификационных списках за 1988 - 1999 г.г. значилась медицинской сестрой по диетпитанию.
Внесение работодателем в трудовую книжку истца должности «диетсестра» без учета изменений наименования должности в соответствии с нормативными правовыми актами, а также тарификационными списками, лицевыми счетами, имеющимися у работодателя не должно препятствовать зачету периодов работы в указанных должностях в соответствующий стаж при применении Перечня № 1397.
Действовавшими до 01 ноября 1999 года Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждении, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право па пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 не конкретизированы должности среднего медицинского персонала.
Отнесение занимаемой должности «медицинская сестра по диетпитанию» к среднему медицинскому персоналу имеет документальное подтверждение в штатных расписаниях, тарификационных списках и лицевых счетах по заработной плате за спорные периоды. В штатных расписаниях и тарификационных списках указанная должность предусмотрена в структурном подразделении «Общебольничный персонал», где штатные единицы врачебных должностей и среднего медицинского персонала не выделены.
Учитывая изложенное, периоды работы в должности диетсестры, медицинской сестры по диетпитанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж, поскольку в данный период действовал Список N 464, предусматривающий включение в специальный стаж работы среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, должность медицинской сестры по диетпитанию относится к среднему медицинскому персоналу, данная работа осуществлялась истцом в учреждении здравоохранения.
Из материалов дела следует, что на курсах повышения квалификации истец находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении по окончанию обучения истец работал полный рабочий день.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года N 314 «О порядке получения квалификационных категорий», действовавшего в спорные периоды (утр. силу с 15 октября 2011 г.), повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат включению в льготный стаж истца на основании ст. 112 КЗоТ РФ и ст. 187 ТК РФ (действовавших в спорные периоды), поскольку за работником в указанные спорные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата.
В соответствии с положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 г. N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках", согласно которым период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовой пенсии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, отсутствуют.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П разъясняется, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и отмена для этих лиц права, приобретенного законодательством несовместимо с положениями статей 1 часть 1, 2, 18, 54 часть 1, 55 часть 2 и 57 Конституции Российской Федерации, так как законные ожидания граждан, приобретенное ими на основе действовавшего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Ответчиком признано, что стаж истца на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 лет 10 месяцев 14 дней, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 лет 06 месяцев 16 дней.
К специальному стажу истца, который не оспаривался ответчиком, подлежат присоединению периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении и периоды работы в должности диетсестры, медицинской сестры диетической с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Вместе с тем, при суммировании стажа зачтенного ответчиком на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ (11 лет 10 месяцев 14 дней) и стажа который должен быть включен по мнению суда (13 лет 04 месяца), всего 25 лет 02 месяца 14 дней, у истца отсутствует требуемый стаж 25 лет и 06 месяцев.
Поскольку на дату первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовал требуемый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворению не подлежат.
При суммировании стажа зачтенного ответчиком на дату обращения 10 октября 2019 года (12 лет 06 месяцев 16 дней) и стажа который должен быть включен по мнению суда (13 лет 04 месяца), специальный стаж истца дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составит 25 лет 10 месяцев 16 дней, что превышает требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию стаж.
Таким образом, суд считает, что у Прокашевой М. А. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 10 октября 2019 года возникло право на назначение досрочной пенсии по старости, как у лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим суд находит незаконным решение Управления Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и считает необходимым восстановить право истца, обязав ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии.
При указанных обстоятельствах суд не может принять доводы ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в стаж деятельности по охране здоровья граждан. Отказ Управления Пенсионного фонда в назначении истцу досрочной страховой пенсии суд находит неправомерным, ограничивающим конституционные права истца на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Судом установлено, что истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░.░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░ ░░ 1 ░░░ ░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░.░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 300 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░