Дело № 2-618/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2017 года
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего Голубовой М.Ю.,
с участием прокурора Стыценко Ю.Н.,
при секретаре Логиновской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, с учётом уточнений, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности оборудовать здание по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, системой видеонаблюдения, а при недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в срок до 01 мая 2018 года.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Верхнеуральского района проведена проверка соблюдения МОУ «Эстонская ООШ» требований федерального законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения, в том числе по обеспечению мер безопасности и противодействия терроризму. В ходе проверки установлено, что в здании МОУ «Эстонская ООШ» расположенном по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, отсутствует система видеонаблюдения. Считают, что отсутствие видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В судебном заседании прокурор Стыценко Ю.Н., участвующий в деле, исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика МОУ «Эстонская ООШ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.
Представитель ответчика администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.
Суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора Стыценко Ю.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведена проверка соблюдения МОУ «Эстонская ООШ» требований федерального законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения, в том числе по обеспечению мер безопасности и противодействия терроризму.
В ходе проверки установлено, что в здании МОУ «Эстонская ООШ» расположенном по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, отсутствует система видеонаблюдения.
Из ответа заместителя начальника Управления образования администрации Верхнеуральского района Челябинской области №1292 от 03 августа 2017 года, следует, что на территории Верхнеуральского муниципального района работает 17 общеобразовательных учреждений, 11 из них оборудованы системами видеонаблюдения. Системы видеонаблюдения охватывают наружный периметр зданий и внути главный вход. Верхнеуральским районный суд, своими решениями от 04.08.2016 года обязал в срок до 01.07.2017 года оборудовать 9 школ системами видеонаблюдения. Решения Верхнеуральского районного суда были исполнены, за счет средств районного бюджета в этих школах были установлены системы видеонаблюдения.
В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 ст.3 Конвенции о правах ребёнка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п.1, п.7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании п.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п.2, п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированной редакции СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с пп.«а» п.23, п.30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения. Система видеонаблюдения с учётом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
При таких обстоятельствах, поскольку МОУ «Эстонская ООШ» является местом массового пребывания людей, следовательно, согласно действующему законодательству в целях противодействия терроризму, в образовательном учреждении обязательна установка система видеонаблюдения.
Согласно Уставу МОУ «Эстонская ООШ», указанное казённое учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем МОУ «Эстонская ООШ» является Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района (л.д.9-139).
Собственником имущества МОУ «Эстонская ООШ» является Верхнеуральский муниципальный район Челябинской области, в лице администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу положений ч.4 ст.123.22 ГК РФ, казённое учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, МОУ «Эстонская ООШ», как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального казённого учреждения, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несёт собственник имущества - администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу ст.9 Федерального Закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение и содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, а также руководствуясь приведёнными выше положениями действующего законодательства, считает, что требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом обязанность по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а именно по оборудованию здания МОУ «Эстонская ООШ» системой видеонаблюдения должна быть возложена на образовательное учреждение, а в случае отсутствия денежных средств на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области просит установить срок исполнения обязанности по установлению системы видеонаблюдения школы до 01 мая 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Эстонская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 мая 2018 года оборудовать здание по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, системой видеонаблюдения, а при недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий М.Ю. Голубова