Решение по делу № 2-618/2017 от 14.08.2017

Дело № 2-618/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2017 года

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего Голубовой М.Ю.,

с участием прокурора Стыценко Ю.Н.,

при секретаре Логиновской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, с учётом уточнений, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности оборудовать здание по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, системой видеонаблюдения, а при недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в срок до 01 мая 2018 года.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Верхнеуральского района проведена проверка соблюдения МОУ «Эстонская ООШ» требований федерального законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения, в том числе по обеспечению мер безопасности и противодействия терроризму. В ходе проверки установлено, что в здании МОУ «Эстонская ООШ» расположенном по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, отсутствует система видеонаблюдения. Считают, что отсутствие видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В судебном заседании прокурор Стыценко Ю.Н., участвующий в деле, исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика МОУ «Эстонская ООШ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.

Представитель ответчика администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Об отложении дела не просили.

Суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора Стыценко Ю.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведена проверка соблюдения МОУ «Эстонская ООШ» требований федерального законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения, в том числе по обеспечению мер безопасности и противодействия терроризму.

В ходе проверки установлено, что в здании МОУ «Эстонская ООШ» расположенном по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, отсутствует система видеонаблюдения.

Из ответа заместителя начальника Управления образования администрации Верхнеуральского района Челябинской области №1292 от 03 августа 2017 года, следует, что на территории Верхнеуральского муниципального района работает 17 общеобразовательных учреждений, 11 из них оборудованы системами видеонаблюдения. Системы видеонаблюдения охватывают наружный периметр зданий и внути главный вход. Верхнеуральским районный суд, своими решениями от 04.08.2016 года обязал в срок до 01.07.2017 года оборудовать 9 школ системами видеонаблюдения. Решения Верхнеуральского районного суда были исполнены, за счет средств районного бюджета в этих школах были установлены системы видеонаблюдения.

В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Пунктом 3 ст.3 Конвенции о правах ребёнка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.1, п.7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании п.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п.2, п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированной редакции СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с пп.«а» п.23, п.30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения. Система видеонаблюдения с учётом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

При таких обстоятельствах, поскольку МОУ «Эстонская ООШ» является местом массового пребывания людей, следовательно, согласно действующему законодательству в целях противодействия терроризму, в образовательном учреждении обязательна установка система видеонаблюдения.

Согласно Уставу МОУ «Эстонская ООШ», указанное казённое учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем МОУ «Эстонская ООШ» является Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района (л.д.9-139).

Собственником имущества МОУ «Эстонская ООШ» является Верхнеуральский муниципальный район Челябинской области, в лице администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу положений ч.4 ст.123.22 ГК РФ, казённое учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, МОУ «Эстонская ООШ», как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального казённого учреждения, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несёт собственник имущества - администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

В соответствии с п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу ст.9 Федерального Закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение и содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, а также руководствуясь приведёнными выше положениями действующего законодательства, считает, что требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом обязанность по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а именно по оборудованию здания МОУ «Эстонская ООШ» системой видеонаблюдения должна быть возложена на образовательное учреждение, а в случае отсутствия денежных средств на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области просит установить срок исполнения обязанности по установлению системы видеонаблюдения школы до 01 мая 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Эстонская основная общеобразовательная школа», администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности установить системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Эстонская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 мая 2018 года оборудовать здание по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п. Эстонский ул. Центральная д.28, системой видеонаблюдения, а при недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Верхнеуральский районный суд.

    Председательствующий М.Ю. Голубова

2-618/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Горячев К.И.
Ответчики
Горячев С.И.
Фесатиди В.И.
Кульсаитова Е.И.
Горячев В.И.
Чухломина Т.И.
Горячева Н.И.
Горячев Л.И.
Другие
Администрация АМР
Суд
Верхнеуральский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
vural.chel.sudrf.ru
14.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2017Передача материалов судье
15.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2017Судебное заседание
08.09.2017Судебное заседание
08.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2017Передача материалов судье
31.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2017Подготовка дела (собеседование)
09.10.2017Подготовка дела (собеседование)
09.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2017Судебное заседание
09.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее