РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи А.С. Поляковой,
при секретаре Т.И. Миличенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2647/2019 по административному исковому заявлению Колосова Даниила Саловатовича к государственному инспектору РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» Аносовой Оксане Леонидовне, МУ МВД России «Братское» о признании незаконными действий в отказе регистрационных действий,
УСТАНОВИЛ:
Колосов Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» о признании незаконными действия в отказе в регистрационных действиях РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» совершенные 06.06.2019 года в отношении Колосова Даниила Саловатовича.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству административный ответчик РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» переименован на МУ МВД России «Братское».
В обоснование иска административный истец указал, что 14.07.2018 им был приобретен по договору купли-продажи автомобиль ГАЗ 66, <данные изъяты>
06.06.2019 он обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» с целью регистрации транспортного средства, однако в регистрационных действиях было отказано.
Административный истец Колосов Д.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, действует через представителя по доверенности Шаманова А.Н.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шаманов А.Н. административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что отказ административного ответчика в регистрации транспортного средства не конкретизирован. Отсутствие паспорта транспортного средства не является основанием для отказа в его регистрации. Отказ в регистрации в письменной форме Колосову Д.С. не выдавался. Колосов Д.С. приобрел ТС в 2004 году в воинской части, почему отсутствует ПТС, ему не известно. Имеется решение суда о признании Колосова Д.С. добросовестным приобретателем и признании за ним права собственности на спорный автомобиль.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Братское» по доверенности Духовникова Е.М. административный иск не признала, суду в устных и письменных возражениях указала, что 06.06.2019 административный истец обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» с целью регистрации транспортного средства ГАЗ 66, номер <данные изъяты>. На основании пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД от 07.08.2013 № 605 (далее по тексту - Административный регламент), государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» О.Л. Аносовой административному истцу отказано в регистрационных действиях.
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (п.22).
Таким образом, ввиду того, что истцом был предоставлен неполный пакет документов (отсутствовал паспорт транспортного средства), перечень которых предусмотрен вышеуказанным административным регламентом, сотрудник РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» законно отказал в приеме заявления Колосову Д.С. о первичной регистрации транспортного средства ГАЗ 66.
Указывая в качестве документа, а именно паспорта транспорта средства, заочное решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.02.2019 г. о признании за ним права собственности на транспортное средство ГАЗ 66 <данные изъяты>, административный истец не соблюдает требования законодательства Российской Федерации.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому п.3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. Таким образом, данная норма направлена на регулирование административно-правовых отношений, вопросы же, связанные с возникновением и прекращением права частной собственности на транспортные средства, она не регулирует.
Следовательно, приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и произвести регистрационные действия с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков.
В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации). Приведенной нормой законодатель в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничил реализацию права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих. Регистрация транспортных средств является не только механизмом допуска их к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Таким образом, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении.
Регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом. При этом отказ в регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности, а только ограничивает право пользования им.
Кроме того, статья 209 ГК РФ содержит ограничения на совершение собственником действий, противоречащих закону или иным правовым актам. Таким правовым актом, является Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, утвержденный приказом МВД от 07 августа 2013 года № 605, которым в качестве основания для отказа в ее предоставлении является отсутствие паспорта транспортного средства.
Из анализа нормативных положений в их совокупности, с учетом позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу, следует, что избранный административным истцом способ приобретения транспортного средства ГАЗ 66 <данные изъяты>, не препятствует осуществлению им права владения, пользования и распоряжения данным автомобилем, за исключением его использования в дорожном движении, то есть в том объеме, который был избран административным истцом в обстоятельствах, позволявших предвидеть последствия таких действий и возможные проблемы при регистрации транспортного средства. Допуск автомобиля к участию в дорожном движении и, как следствие, право его использования для движения по дорогам общего пользования, связано с регистрацией транспортного средства в установленном законом порядке. Сам по себе факт владения транспортным средством, как имуществом, такого права не предоставляет.
Административный истец приобрел автомобиль, который был списан в воинской части, по договору купли-продажи он указан как « автошасси ГАЗ», на учете в ОГИБДД данный автомобиль никогда не состоял, документа, подтверждающего возможность допуска транспортного средства к эксплуатации представлено не было.
Определением суда от 12.08.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный инспектор РЭП РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» Аносова Оксана Леонидовна, которая в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» определяет обеспечение безопасности дорожного движения в качестве одного направления деятельности полиции и возлагает на полицию обязанность по осуществлению государственного контроля (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортных средств и прицепов к ним (п.п. 19,ч. 1,ст. 12).
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что на основании договора купли-продажи автомобиля от 29.10.2004 А.С. приобрел у ООО «ВоенМаркет» транспортное средство: ГАЗ-66, <данные изъяты>. Согласно п. 1.3 договора, автомобильная техника, бывшая в эксплуатации, 5-й категории (б/у, складское хранение, списание).
06.10.2015 между А.С. (продавец) и П.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства: ГАЗ-66, <данные изъяты> выдан ООО «ВоенМаркет» 03.12.2004.
ДД.ММ.ГГГГ П.А. (продавец) и Л.Б. (покупатель) заключили договор купли-продажи транспортного средства: ГАЗ-66, <данные изъяты>, выдан ООО «ВоенМаркет» 03.12.2004.
Согласно договору купли-продажи автомобиля от 14.07.2018, Л.Б. продал, а Колосов Д.С. купил автомобиль: ГАЗ-66, <данные изъяты>
Также в материалах дела имеется справка-счет № ***, выданная ООО «ВоенМаркет» 03.12.2004 на имя А.С.
Заочным решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.02.2019, вступившим в законную силу 22.04.2019, за Колосовым Д.С. признано право собственности на автомобиль ГАЗ-66, <данные изъяты>.
06.06.2019 Колосов Д.С. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Братское» с заявлением о регистрации ТС - ГАЗ-66, <данные изъяты>, приложив справку-счет № *** от 03.12.2004 и решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 26.02.2019.
06.06.2019 Колосову Д.С. отказано в проведении регистрационных действий на основании п. 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, утвержденного приказом МВД от 07 августа 2013 года № 605, представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию, о чем имеется отметка в заявлении.
Оспаривая названный отказ в проведении регистрационных действий в отношении ТС - ГАЗ-66, <данные изъяты>, Колосов Д.С. указал на то, что из ответа невозможно установить, на каком именно основании отказано в регистрации ТС, отсутствие ПТС не является основанием для отказа в его регистрации. Полагает, что поскольку имеется решение суда о признании за Колосовым Д.С. права собственности на спорный автомобиль, в регистрации отказано быть не может.
На основании п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 209 раскрывает содержание права собственности. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством Российской Федерации отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежат поэтому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили.
Федеральным законом от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 15 данного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Данное правило соответствует п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 20.08.2009) согласно которому регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации.
Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе, обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым пункта 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, вступившим в силу с 15.10.2013 года, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в который входят документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Не предоставление указанных документов, в соответствии с п. 24 указанного Административного регламента, влечет не предоставление государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд приходит к выводу, что документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства, а также свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Как видно из материалов дела, документы, удостоверяющие соответствие транспортного средства ГАЗ-66, <данные изъяты>, установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорт транспортного средства) у Колосова Д.С. отсутствуют.
При этом, сам по себе факт отсутствия паспорта транспортного средства не может выступать непреодолимым препятствием для регистрации транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. Так, подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (пункт 7).
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности.
Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 07 декабря 2006 года N 544-0, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
В силу подпункта "з" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Таким образом, основания, препятствующие осуществлению регистрационных действий (пункт 24 Административного регламента), направлены на то, чтобы устранить возможность допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
Поскольку документов (паспорта технического средства либо свидетельства о безопасности транспортного средства), подтверждающих соответствие транспортного средства административного истца установленным требованиям безопасности дорожного движения в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу, что инспекция правильно отказала Колосову Д.С. в совершении регистрационных действий спорного автомобиля.
При этом, законность приобретения транспортного средства, а также техническая исправность транспортного средства, при отсутствии действительного ПТС либо свидетельства о безопасности транспортного средства, (сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения), не могут являться безусловным основанием для регистрации транспортного средства. Обстоятельства добросовестности приобретения транспортного средства также не имеют правового значения для дела, поскольку не связаны с порядком исполнения государственной функции органом ГИБДД МУ МВД России «Братское» по регистрации транспортных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ 06.06.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░