Дело № 2а-442/2019
86RS0020-01-2019-000231-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гп. Приобье 19 декабря 2019 года
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующий судья Юсуфов Ш.М.
при секретаре Самарцевой А.В.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района Митиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Карымкары о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивировав требования тем, что должностным лицом ОНДиПР по г. Нягани и Октябрьскому району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в марте 2018 года проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации поселения. По результатам такой проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в нарушении п. 16 Правил, п. 9.11 Свода правил при обустройстве источников наружного противопожарного водоснабжения в пределах ул. Полевая с.п. Карымкары. По результатам данной проверки административный ответчик привлечен к ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения. В рамках проверки, проведенной в период с 15 февраля по 15 марта 2019 года установлено, что ранее выданное предписание не исполнено, в нарушение требований п. 8, 9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, ст.ст. 19, 37 ФЗ № 69-ФЗ, ст.ст. 6, 63, 68 ФЗ № 123-ФЗ, п. 16 Правил, п. 9.11 Правил населенный пункт не обеспечен требуемым запасом воды для целей пожаротушения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации с.п. Карымкары по обеспечению населенного пункта Карымкары в пределах ул.Полевая требуемым запасом воды для целей пожаротушения. Обязать администрацию с.п. Карымкары в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить населенный пункт Карымкары в пределах ул. Полевая требуемым запасом воды для целей пожаротушения, путем обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
В судебном заседании заместитель прокурора административный иск поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (далее ФЗ №7) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст.4 Федерального закона №7-ФЗ к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности относятся компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ №7 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.п. 8,9 ч.1 ст14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ №131) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч.3 ст.14 ФЗ №131 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии со ст.1 Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 №78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения также относятся вопросы, закрепленные в пунктах 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ №69) пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по чрезвычайная ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст.19 ФЗ №69 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, среди прочего, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ№123) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Федерального закона.
В силу ст.63 ФЗ №123 первичные меры пожарной безопасности, среди прочего, включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст.62 ФЗ №123 здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются указанным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1,2,3 ст.68 ФЗ №123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно ст.16 ФЗ №69 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности, среди прочего, относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В соответствии с п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее- Правила), на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона №123-ФЗ.
Согласно п.9.11 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 (далее- Свод правил), пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
В силу положений ст.37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст.10 Федерального закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района по заданию прокуратуры округа в период с 15.02.2019 по 15.03.2019 проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах. Решением заместителя прокурора Октябрьского района №117 от 06.03.2019 расширен предмет проверки в части проведения проверки соблюдения администрацией с.п. Карымкары законодательства, регламентирующего реализацию органом местного самоуправления полномочий при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах поселений, в ходе которой установлено следующее (л.д. 10 - 12). Проверкой установлено, что врио заместителя начальника отделения госпожнадзора ОНДиПР по г.Нягани и Октябрьскому району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Балуевым А.А. во исполнение распоряжения главного государственного инспектора по г.Нягани и Октябрьскому району по пожарному надзору Чакирян Х.А. от 16.02.2018 №44 «О проведении плановой выездной проверки органа местного самоуправления» в марте 2018 года проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации с.п. Карымкары (л.д. 22). По результатам проверки 15.03.2019 выдано предписание №44/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в нарушении п.16 Правил, п.9.11 Свода правил при обустройстве источников наружного противопожарного водоснабжения в пределах ул. Полевая с.п. Карымкары. Срок исполнения предписания-01.02.2019 (л.д. 23-25). По результатам данной проверки администрация с.п. Карымкары 04.06.2018 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д. 26 - 31). Проведенной с привлечением должностных лиц ОНД и ПР по г.Нягани и Октябрьскому району, в ходе обследования территории МО сп. Карымкары установлено, что ранее выданное предписание не выполнено, населенный пункт Карымкары в нарушение требований п.8,9 ч.1, ч.3 ст.14 ФЗ №131, ст.ст.19,37 ФЗ №69, ст.ст. 6,63,68 ФЗ №123, п.16 Правил, п.9.11 Свода правил не обеспечен требуемым запасом воды для целей пожаротушения. В выписке из протокола бюджетной комиссии от 02.12.2019 отражено, что в связи с отсутствием предложений по источникам финансирования в проекте бюджета муниципального образования Октябрьский район на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 об увеличении дотаций бюджетам поселений в настоящее время не рассматривается. При получении плановых доходов течении 2020 рассматривать выделение дотаций на сбалансированность бюджетов поселений по приоритетным направлениям, в том числе проектирование и строительство пожарных резервуаров.
Населенный пункт Карымкары включен в перечень населенных пунктов ХМАО - Югры, границы которых сопредельны с границами земель лесного фонда и подвержены угрозе лесных пожаров, утвержденного приказом Департамента гражданской защиты населения ХМАО - Югры от 12.03.2019 N 1-нп, игнорирование должностными лицами администрации с.п. Карымкары требований законодательства об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в пределах населенного пункта, а также не принятие мер по предупреждению чрезвычайной ситуации нарушают права неопределенного круга лиц на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и как следствие создает угрозу жизни и здоровью жителей поселений, таким образом, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-179, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Карымкары по обеспечению населенного пункта Карымкары в пределах ул. Полевая с.п. Карымкары требуемым запасом воды для целей пожаротушения.
Обязать администрацию с.п. Карымкары в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить населенный пункт Карымкары в пределах ул. Полевая с.п. Карымкары требуемым запасом воды для целей пожаротушения, путем обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Октябрьский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 25.12.2019.
Судья Ш.М. Юсуфов
=согласовано=
Судья Октябрьского районного суда ______________ Ш.М. Юсуфов