Дело №а-290/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года г. Грозный
Грозненский районный суд Чеченской Республики
в составе председательствующего судьи Таймусхановой З.М.,
при секретаре судебного заседания Саидове М.С-Х.,
с участием административного истца – помощника прокурора Грозненского района Чеченской Республики Закриева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-290/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Грозненского района ЧР в порядке ст.218 КАС РФ к администрации Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в не принятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики обратился в Грозненский районный суд Чеченской Республики с административным иском к администрации Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в не принятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Грозненского района в марте 2020 г. проведен повторный анализ реального исполнения актов прокурорского реагирования внесенных в органы местного самоуправления в части неисполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которого выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные администрацией Правобережненского сельского поселения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закона № - ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным. В целях реализации указанных норм Администрацией принято Постановление «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов».
Согласно требованиям Постановления антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится не более 5 дней уполномоченными специалистами администрации. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение.
В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Правобережненского сельского поселения нормативно-правовых актов не проводится. Так, в 2019 <адрес> принято 15 НПА и подготовлено 15 проектов НПА при этом документы, подтверждающие проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, отсутствуют.
Однако, в ходе повторной проверки установлено, что нарушения указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены.
Принимая во внимание, что после принятия мер прокурорского реагирования Администрацией добровольно нарушения требований законодательства не устранило, и мер к устранению этих нарушений не приняло, в связи с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Бездействие по не проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Непринятие мер должностными лицами органа местного самоуправления в указанной сфере не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Просит суд признать бездействие администрации Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязать администрацию Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых за 2019 год.
В судебном заседании представитель административного истца- помощник прокурора Грозненского района Чеченской Республики Закриев С.С. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Административный ответчик – представитель администрации Правобережненского надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С исковыми требованиями ознакомлен и признает в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в по-рядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и соответствующие законодательные акты, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых " актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
В силу ст. 4 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Зб-РЗ «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий.
Из материалов дела усматривается, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2019 г., в связи с выявленными нарушениями законодательства в указанной сфере ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений.
В ходе повторной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены.
В силу ч. 4 ст. 125 КАС РФ обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, являются объяснение главы администрации поселения; справка о результатах поверки; скриншот; копия постановления об утверждении Положения об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы; копия представления прокуратуры района; копия устава поселения.
Таким образом, администрация Правобережненского сельского поселения бездействует, не исполняет нарушения требования законодательства и мер к устранению этих нарушений не приняло.
Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие администрации Правобережненского сельского поселения нарушает действующее федеральное законодательство и, учитывая, что администрацией до настоящего времени не исполнены требования, изложенные в административном исковом заявлении, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Россий-ской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании реше-ния, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осу-ществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами об-щей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты госу- дарственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса админи-стративного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя прокурора Грозненского района ЧР в порядке ст.218 КАС РФ к администрации Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Обязать администрацию Правобережненского сельского поселения Грозненского муниципального района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых за 2019 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья | подпись | З.М. Таймусханова |
Копия верна:
Судья
Секретарь