№ 2-1-549/2017
Решение
именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.
при секретаре Якименко Е.Н.
с участием помощника прокурора Мерзликиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Саратовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности установить на объект культурного наследия (здание духовной семинарии начала ХХ века) надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте,
установил:
прокурор Советского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд Саратовской области с иском о возложении на администрацию Советского муниципального образования обязанности установить на объект культурного наследия (здание духовной семинарии начала ХХ века) надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте. Свои требования мотивирует тем, что, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Саратовской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в указанной сфере на территории Советского района, по результатам которой выявлен ряд нарушений, а именно, согласно приказа Министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» на территории Советского муниципального образования расположен объект культурного наследия - здание духовной семинарии начала ХХ века, расположенный по адресу: ул. Ленина, 12, п. Советское, Советский район, Саратовская область.
Однако администрацией Советского МО полномочия по сохранению расположенного на территории муниципального образования объекта культурного наследия не исполняются.
Как указывает истец, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
В нарушение положений вышеуказанной нормы, ответчиком не ведется работа по подготовке проектов охранной зоны здания школы, как объекта культурного наследия местного значения и их утверждению, а также по установлению границ территорий как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Истец полагает, что отсутствие надлежащей работы по разработке охранных зон объекта культурного наследия и их утверждению, а также по установлению границ территорий объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, может привести к безвозвратной утрате историко-культурной среды обитания.
Утрата объекта культурного наследия местного значения нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих и пребывающих на территории муниципального образования, района в целом, на обозрение объектов, признанных культурным наследием муниципального района, познание истории муниципального района, что является недопустимым.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с требованиями об обязании администрации Советского муниципального образования Советского муниципального района обязанность установить на объект культурного наследия - здание духовной семинарии начала ХХ века - надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, а так же разработать и утвердить проект охранной зоны указанного объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Ленина, 12, п. Советское, Советский район, Саратовская область.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района Мерзликина А.А., уточнила заявленные исковые требования. Просила суд возложить на администрацию Советского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области, обязанность исполнить требования закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в отношении вновь выявленного объекта культурного наследия - здания духовной семинарии начала XX века, расположенного по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12.
Глава администрации Советского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области, Дьяконова Е.В. в судебном заседании признала уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории Советского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12, расположен объект культурного наследия - здание духовной семинарии начала XX века.
Согласно приказа Министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области», указанный объект включен в перечень вновь выявленных объектов историко – культурного наследия (л.д. 5-8).
Как следует из представленной выписки из реестра муниципального имущества Советского муниципального района, объект - здание духовной семинарии начала XX века, расположенное по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12, находится в собственности Советского муниципального района, балансодержателем является муниципальная казна Советского муниципального района (л.д. 12, 13).
Согласно ответа главы администрации Советского муниципального образования (л.д. 11), объект – здание духовной семинарии начала XX века, расположенное по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12, оформлен в муниципальную собственность Советского муниципального образования Советского муниципального района.
Также установлено, что прокуратурой Советского района во исполнение поручения прокуратуры Саратовской области проведена проверка соблюдения на территории Советского муниципального района Саратовской области требований законодательства «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в результате которой выявлено, что полномочия по сохранению расположенного на территории муниципального образования объекта культурного наследия, ответчиком не исполняются.
Так, в силу указанного выше Закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
В нарушение требований вышеуказанной нормы паспорт на объект культурного наследия, расположенный на территории Советского муниципального образования – здание духовной семинарии начала XX века, расположенное по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12, отсутствует.
Также, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, обязанность по установке которых возлагается на собственников объектов (ст. 27 Закона).
Однако, информационные надписи и обозначения на здании духовной семинарии начала XX века, расположенном по адресу: Саратовская область, Советский район, п. Советское, ул. Ленина, 12, не установлены.
Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией истца о том, что именно собственник несет обязанность по установлению информационных надписей на объекты культурного наследия.
Согласно Устава Советского муниципального образования Советского муниципального района, к вопросам местного значения, относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального района.
Одновременно, в силу ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с п. 2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде устанавливается охранная зона, может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение, в случаях и порядке, установленных настоящим законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также, согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
В нарушение положений вышеуказанных норм, ответчиком работа по разработке проектов охранной зоны объекта культурного наследия (здания духовной семинарии начала ХХ века) местного значения и их утверждению, а также по установлению границ территорий как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, не ведется.
Отсутствие надлежащей работы по разработке охранных зон объекта культурного наследия и их утверждению, а также по установлению границ территорий объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, может привести к безвозвратной утрате историко-культурной среды обитания. Зная, что собственности находится объект культурного наследия, собственник – ответчик по делу, каких – либо мер к его сохранности не предпринимает.
Утрата объекта культурного наследия местного значения нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих и пребывающих на территории Советского муниципального образования на обозрение объектов, признанных культурным наследием муниципального района, познание истории муниципального района, что является недопустимым.
Таким образом, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах, и, поскольку имеют место нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых собственником объекта культурного наследия является обязательным в силу закона, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований и находит возможным их удовлетворить.
Одновременно, согласно ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, изложенное подтверждается материалами дела.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ XX ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, 12.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░