Дело № 12-1797/2017
РЕШЕНИЕ
18 октября 2017 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми А.Г.Смирнов, рассмотрев жалобу Балай В.Г. на постановление должностного лица Управления Росгвардии по Республике Коми от 08 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Управления Росгвардии по Республике Коми от 08 сентября 2017 года Балай В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Балай В.Г. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление.
Заслушав привлеченное лицо, его защитника, представителей Росгвардии, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу ... об административном правонарушении от 08.09.2017, Балай В.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ при следующих обстоятельствах:
** ** ** в период времени с ** ** **. по адресу: ..., инспектором отделения контроля за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми было проверено ООО ЧОП «...», в результате чего выявлены нарушения:
- пропускной режим и режим внутри организации с вооруженными огнестрельным оружием охранниками не обеспечивает сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, не исключает возможности доступа к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжения, разряжения, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий; место для заряжения (разряжания) оружия расположено внутри самой комнаты хранения оружия, в связи с чем, в комнату хранения оружия допускаются сотрудники ООО ЧОП «...», не имеющие допуска к комнате хранения оружия;
- в месте получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжания и чистки оружия отсутствует пулеулавливатель.
Часть 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил юридические лица обязаны хранить оружие и патроны к нему в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД РФ, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Разделом XX Инструкции установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов.
Согласно абзацу 6 пункта 169.6 Инструкции пропускной режим и режимы в комнатах для хранения оружия должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно - проверочных мероприятий.
В случае хранения в одном помещении оружия нескольких подразделений юридического лица приказом руководителя назначается ответственный за сохранность оружия в каждом подразделении.
При этом оружие подразделений должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках отдельно и опечатываться лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом подразделении (пункт 177 Инструкции).
В ходе проверок обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия и патронов юридическими лицами сотрудники органов внутренних дел устанавливают оборудование мест получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжания и чистки оружия, наличие пулеулавливателей (для юридических лиц с особыми уставными задачами) (пункт 189 Инструкции).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
В соответствии со ст. 23.85 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4, 4.1 и 5 статьи 20.8, статьями 20.10 - 20.12, 20.14, частями 1, 3 и 4 статьи 20.16 (в отношении частной охранной деятельности), частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частной охранной деятельности) настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в т.ч., должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора).
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Балай В.Г. рассмотрено уполномоченным должностным лицом Управления Росгвардии по Республики Коми.
Вменение нарушения пункта 169.6 Инструкции основано на недопустимости допуска в комнату хранения оружия посторонних лиц – лиц, не имеющих доступа к комнате хранения оружия.
Как следует из материалов дела, место для заряжания (разряжания) оружия находится в комнате хранения оружия, при этом согласно утвержденной ООО ЧОП ..." инструкции получение и сдача оружия производится только в месте его заряжания (разряжания) и осуществляется строго под контролем ответственного по предприятию, который в течение дежурных суток отвечает за получение, сохранность и использование закрепленного за сотрудниками вооружения.
Распоряжением ООО ЧОП "..." от 16 марта 2017 года лицам, ответственным за вооружение личного состава дежурных смен предписано производить прием и выдачу служебного оружия и боеприпасов к нему при запертых на замок дверях комнаты охраны и комнаты хранения оружия при том, что в указанных помещениях должны находится только сотрудники, допущенные к работе с оружием.
Таким образом, в ООО ЧОП "СБ "..." лица, имеющие право на выдачу оружия и боеприпасов из комнаты хранения оружия, производят их выдачу сотрудникам, за которыми закреплено соответствующее оружие, в комнате хранения оружия, то есть лицам, которым допуск в саму комнату хранения оружия (для его выдачи) не предоставлен.
По смыслу абзаца шестого пункта 169.6 Инструкции нахождение в комнате хранения оружия и доступ в данное помещение имеют лишь лица, специально уполномоченные на обеспечение сохранности оружия и боеприпасов.
При таких данных допуск иных сотрудников (в том числе за которыми закреплено конкретное оружие) в комнату хранения оружия нарушает требование установления особого режима хранения оружия, ставит под угрозу безопасность режима хранения оружейного арсенала.
В связи с изложенным вменение привлеченному лицу нарушения пункта 169.6 Инструкции основано на законе и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводом должностного лица об отсутствии в ООО ЧОП ..." пулеулавливателя, поскольку это опровергается представленными в дело фотографиями и пояснениями инспектора ... А.М. о том, что факт нахождения изображенного на фото пулеулавливателя имел место на момент проверки.
Поскольку вменение согласно протоколу об административном правонарушении имело место в части самого факта отсутствия пулеулавливателя, а не возможных недостатков его конструкции (функциональных характеристик), а равно соответствия либо несоответствия техническим требованиям, в действиях привлеченного лица отсутствует нарушение подпункта "л" пункта 189 Инструкции.
Соответственно, оспариваемое постановление подлежит изменению в указанной части.
Протокол об административном правонарушении, постановление по делу вынесены при личном участи привлеченного лица, которым ходатайств о допуске защитника заявлено не было. Позднее составление постановления (после 17 час. 30 мин. 8 сентября 2017 года, тогда как приглашен был к 17 час.) не свидетельствует о существенном процессуальном нарушении, влекущем отмену постановления.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Управления Росгвардии по Республике Коми от 08 сентября 2017 года о привлечении Балай В.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исключив из мотивировочной части вменение эпизода нарушения "л" пункта 189 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в остальной части постановление оставить без изме6ения, жалобу Балай В.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения его копии в Верховный Суд Республики Коми.
Судья А.Г. Смирнов