дело № 2-264/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шаверневой Е.И., с участием помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 28 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Лобанова И.В. к администрации МО МР «Удорский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что Лобанов И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав, собственного жилья он не имеет, сохраненное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания. Постановлением руководителя администрации МР «Удорский» от 05.08.2016 №532 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В настоящее время истец работает в г.Сыктывкаре, намерен проживать в поселке Усогорск Удорского района, однако жильем не обеспечен. В связи с этим, прокурор просил суд обязать администрацию МО МР «Удорский» предоставить истцу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи из одного человека, не ниже установленной нормы на условиях договора найма специализированных жилых помещений в пределах территории МО МР «Удорский» в поселке Усогорск Удорского района.
Участвующий в рассмотрении дела прокурор заявленное требование и доводы в его обоснование поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Истец Лобанов И.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Ответчик - администрация МО МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направила. В письменном заявлении просила суд рассмотреть дело без участия ее представителей, с требованиями согласилась.
Третьи лица на стороне истца - администрация МО ГП «Усогорск», администрация МО СП «Кослан», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, просили суд рассмотреть дело без участия их представителей, и разрешить иск по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель органа опеки и попечительства по доверенности Драч С.Н. полагала необходимым иск прокурора удовлетворить полностью.
Заслушав доводы истца, заключение органа опеки и попечительства, исследовав письменные материалы дела и доказательства, материалы гражданского дела № 2-1116/2011 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми, материалы учетного дела Лобанова И.В., суд приходит к следующему мнению.
Из материалов дела следует, что Лобанов И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из категории детей-сирот, так как его мать ФИО12 решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 11.10.2011 лишена родительских прав в отношении него, его отец - Лобанов В.И. лишен в отношении него родительских прав решением Удорского районного суда от 11.10.2011.
Лобанов И.В. являлся воспитанником ГУ РК «Детский дом № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п. Нижняя Омра с 22.11.2011 по 16.05.2014.
На основании заключения межведомственной комиссии от 12.08.2014 № 16 жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
По постановлению администрации МР «Удорский» от 05.08.2016 № 532 Лобанов И.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
По информации администрации СП «Кослан» Лобанов И.В. в период с 15.05.1996 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Администрация поселения сведениями о принадлежащих истцу на каком-либо праве (праве собственности, на условиях социального найма, аренды, безвозмездного пользования или иных основаниях) жилых помещениях, не располагает.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми и ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" прав на жилые помещения на имя Лобанова И.В. не зарегистрировано.
Иного закрепленного за Лобановым И.В. жилого помещения на каком-либо праве не имеется, доказательств обратному суду не представлено и судом не добыто. Таким образом, по достижении 18-летнего возраста собственного или закрепленного за ним какого-либо жилого помещения истец не имеет.
Обстоятельства дела подтверждены объяснениями сторон и исследованными в судебном заседании письменными документами и доказательствами.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений Жилищным Кодексом РФ предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статьи 92, 98.1, 109.1).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц, жилые помещения предоставляются им, в том числе, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, а также по завершении получения профессионального образования (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (абзац 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абзац 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ, действующей с 09.12.2015) по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. К их числу относятся, в частности, достижение ребенком возраста 18 лет и включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом, ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные нормативные положения этого же Федерального закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Согласно статье 20 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
С 01 января 2016 года правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан определены Законом Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ).
К отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (пункт 1 статьи 1 Закона РК от 25.12.2015 №34-РЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В силу положений частей 1, 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования (часть 1).
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2).
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия на территории муниципального образования МР «Удорский» осуществляет ответчик.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка, определение перечня документов, которые должны быть предоставлены, органа, в который должны быть предоставлены соответствующие документы и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной выше категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формируемый на основании Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Приведенные выше правовые нормы в их взаимосвязи устанавливают право Лобанова И.В. на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением в виде квартиры или дома по месту жительства по договору найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, которое возникло с момента включения в список, по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения ею полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Соответственно обязанность по реализации права истца на предоставление соответствующего жилого помещения возлагается на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования МР «Удорский» - администрацию МР «Удорский».
Включение истца органом местного самоуправления в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите права на предоставление жилого помещения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Относительно площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, то в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу приведенных выше норм действующего законодательства истец имеет право на предоставление жилого помещения по выбранному ею месту жительства. Истец считает своим местом жительства поселок Усогорск Удорского района, в котором она намерена проживать в дальнейшем, и где просит предоставить ей жилье. Таким образом, местом жительства истца, в силу положений статьи 20 Гражданского кодекса РФ и статей 1-3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1, подлежащих толкованию и применению в системном единстве, следует считать поселок Усогорск Удорского района.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором в интересах Лобанова И.В. исковые требования являются законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ орган местного самоуправления по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в которых выступает в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Лобанова И.В. к администрации МО МР «Удорский» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию МО МР «Удорский» предоставить Лобанову И.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи из одного человека, не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в пределах территории МО МР «Удорский» в поселке Усогорск Удорского района Республики Коми, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 13 часам 01 сентября 2017 года.