Дело № 2а-938/2020
Уникальный идентификатор дела: 18RS0013-01-2020-000367-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Завьялово УР 28 мая 2020 года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Стяжкина М.С., при секретаре судебного заседания Матвеевой Н.В., с участием помощника прокурора Завьяловского района УР Ратниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Удмуртской Республике, просил суд признать запрещенной к распространению на территории Росийской Федерации информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» с URL-адресами: <данные изъяты>на которых неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о продаже водительских удостоверений, изготовленных на официальных бланках, в том числе лицам, лишенных права управления транспортными средствами, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы следующим.
В ходе мониторинга сети Интернет выявлены сайты с URL-адресами <данные изъяты> на которых неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о продаже водительских удостоверений, изготовленных на официальных бланках, в том числе лицам, лишенных права управления транспортными средствами, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
С учетом указанного административный истец просил суд удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ), с учётом мнения представителя административного истца, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Пунктом 1 статьи 9 указанного федерального закона определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Прокуратурой Завьяловского района выявлены сайты с URL-адресами: <данные изъяты> накоторых неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о продаже водительских удостоверений, изготовленных на официальных бланках, в том числе лицам, лишенных права управления транспортными средствами, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения. Согласно требованиям статей 25, 26 указанного закона управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 данного Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 данного закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условиям их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением в соответствии с частью 4 статьи 25 указанного Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ.
Согласно пункту 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Пунктом 9 раздела 2 указанных Правил установлено, что у лиц желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, проводятся теоретические и практические экзамены.
Согласно пункту 26 раздела 3 Правил российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 Правил.
Таким образом, выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой.
Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей приобретение поддельных водительских удостоверений, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях из использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 Уголовного кодекса РФ.
Получение водительских удостоверений в органах ГИБДД, минуя установленный законом порядок, может свидетельствовать об участии в указанной процедуре сотрудников полиции за вознаграждение, то есть о злоупотреблении ими своими должностными полномочиями и (или) о получении взятки, за что установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями 258 и 290 Уголовного кодекса РФ, соответственно.
Таким образом, приобретение водительского удостоверения посредством услуг, предлагаемых указанными Интернет-сайтами, в нарушение законодательно установленных условий и порядка выдачи водительского удостоверения, ставит под угрозу охрану жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства в части безопасности дорожного движения.
В силу требований вышеприведенных правовых норм, информация, размещенная на страницах указанных интернет-сайтов о продаже водительских удостоверений без прохождения обучения, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Пунктом 3 статьи 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую установленную данным пунктом информацию.
Согласно пункту 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и подпункту «а» пункта 5 вышеназванных Правил основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию. Факт размещения такой информации на приведенных сайтах не оспаривается и установлен судом.
В связи с этим требования Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, нарушающей права граждан, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах в сети «Интернет» с URL-адресами <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике обязанность внести информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах по <данные изъяты> Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья М.С. Стяжкин