Решение по делу № 33а-10050/2019 от 06.09.2019

Судья Попова М.В. Дело № 2а-2898/2019

Докладчик Теплякова И.М. Дело № 33а-10050/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего    Рытиковой Т.А.,

судей    Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.,

при секретаре    Пастор К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 01 октября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Новосибирской области Мороз Т.В. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 июля 2019 года, которым постановлено:

«Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 04.09.2018 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта сооружение (подземного водопровода), расположенного по адресу: <адрес> в рамках регистрационного дела № 54-0-1-121/3349/2018-371, 54/001/666/2018-8243;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта сооружения (подземного водопровода), расположенного по адресу: <адрес> в пределах земельного участка , , , в рамках регистрационного дела № 54-0-1-121/3349/2018-371, 54/001/666/2018-8243».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

СНТ «Приморский» обратилось в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Новосибирской области (далее также - Управление), в котором просило признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 04.09.2018 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта - сооружение (подземный водопровод), расположенный по адресу: <адрес> в рамках регистрационного дела № 54-0-1-121/3349/2018-371, 54/001/666/2018-8243; обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении данного объекта.

В обоснование требований указано, что 18.05.2018 СНТ «Приморский» обратилось в Управление с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект - подземный водопровод протяженностью 31,4 кв.м, на глубине пролегания 3 м, с диаметром трубы 100 мм, в пределах земельных участков , , , по адресу: <адрес>, обеспечивающий подключение СНТ «Приморский» к городской водопроводной сети.

04.09.2018 Управлением заявителю было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на водопровод, что следует из уведомления об отказе.

Отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что документы, устанавливающие права на регистрируемый объект недвижимости, заявителем не представлены.

СНТ не согласно с отказом Управления, считает его незаконным и нарушающим права административного истца на регистрацию созданного им сооружения в установленном законом порядке.

На государственную регистрацию СНТ «Приморский» было представлено: заявление от 18.05.2018 № 54/001/666/2018-8243 о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на подземный водопровод с приложением технического плана сооружения от 10.02.2018 в электронном формате XML, квитанция об оплате госпошлины в размере 22 000 рублей.

В составе технического плана сооружения были представлены: технические условия, выданные МУП «Горводоканал», ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог НСО», проект согласования схемы расположения сети водоснабжения СНТ «Приморский» на земельном участке, согласованная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 54:19:072602 НСО Новосибирский район МО Морской сельсовет; согласованный в установленном порядке акт о выборе земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности для строительства подземного водопровода СНТ «Приморский» на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области от 02.06.2012 г., постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области от 09.11.2012 г. № 4426 -па «О предварительном согласовании места размещения подземного водопровода СНТ «Приморский», акт допуска в эксплуатации узла хоз. питьевой воды у потребителя от 25.04.2014 г., единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения № 15794-Д, заключенный 20.05.2014 между МУП Горводоканал и СНТ «Приморский».

Учитывая, что подземный водопровод относится к линейным объектам, исходя из положений статьи 90 Земельного кодекса РФ, СНТ «Приморский» не должен в данном случае получать соответствующий участок в аренду или устанавливать сетевой сервитут.

Согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 № 20-ОЗ установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области.

Таким образом, СНТ «Приморский» были представлены документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права на вновь созданный объект - подземный водопровод.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новосибирской области.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 июля 2019 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что Управление требовало от заявителя не правоустанавливающие документы на земельные участки, а разрешение на использование земель, земельных участков, выдаваемое исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

Между тем документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения на земельных участках с кадастровыми номерами , в составе пакета документов заявителем в Управление представлено не было.

Необходимость наличия такого документа и порядок его получения регламентированы главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 мая 2018 года СНТ «Приморский» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект - подземный водопровод протяженностью 31,4 кв.м, на глубине пролегания 3 м, с диаметром трубы 100 мм, в пределах земельных участков , , , расположенный по адресу: <адрес>, обеспечивающий подключение СНТ «Приморский» к городской водопроводной сети.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Статьей 18 Федерального закона № 218-ФЗ определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц, что следует из пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 10 статьи 40 данного Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

04 сентября 2018 года Управлением заявителю было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на водопровод в связи истечением срока приостановления государственной регистрации, направленном в уведомлении от 01 июня 2018 года, и не устранением причин, препятствующих государственной регистрации права собственности и осуществлению государственного кадастрового учета, а именно СНТ «Приморский» не представлены документы, устанавливающие права на регистрируемый объект недвижимого имущества.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Новосибирской области не вправе требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах которых расположен спорный линейный объект, поскольку учитывая положения ГрК РФ и ЗК РФ о том, что линейные объекты могут располагаться под земельными участками иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, СНТ «Приморский», создавая спорный объект, обладало возможностью использовать указанные земельные участки без получения специального правового титула в отношении таковых.

Земельные участки над подземными линейными объектами для их обслуживания и эксплуатации не формируются и не оформляются на каком-либо виде права (титуле) в обязательном порядке, за исключением размещения инфраструктуры в соответствии с пунктом 2 статьи 91 ЗК РФ, а также для целей п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.

Разрешение, полученное в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п, не является правоустанавливающим документом на земельный участок либо документом, устанавливающим права на регистрируемый водопровод. Правоустанавливающими документами на земельный участок признаются документы, подтверждающие титул землепользователя, полученный и регулируемый в соответствии с главами III или IV ЗК РФ (статья 25 ЗК РФ).

Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктами 6, 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.

Таким образом, учитывая, что из представленной документации усматривается, что сооружение (водопровод) является подземным, то представление на государственную регистрацию прав на такой объект недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещено такое сооружение, не требуется.

Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда.

Довод жалобы о том, что Управление требовало от заявителя не правоустанавливающие документы на земельные участки, а разрешение на использование земель опровергается буквальным толкованием содержания уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации от 04.09.2018 года.

Вопреки позиции апеллянта п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ не регулирует необходимость наличия разрешительного документа для размещения данного объекта. Пункт 8 ст. 90 ЗК РФ является специальной нормой закона, регулирующей данные правоотношения, в связи с чем имеет приоритет над соответствующей общими нормами (главы V6 ЗК РФ).

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика воспроизводят доводы, приведенные им в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном применении норм материального права, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-10050/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
СНТ "Приморский"
Ответчики
Управление Росреестра по Новосибирской области
Другие
Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области
Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
01.10.2019Судебное заседание
09.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019Передано в экспедицию
25.07.2020Судебное заседание
25.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее