дело № 2а-499/2020
61RS0007-01-2019-005797-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черникова С.Г., при секретаре Минаенко К.В.,
с участием:
-от заявителя: представителя по доверенности Котовой И.А.,
-от адм.ответчика: представителя по доверенности Яновской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казакова ФИО7 к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (Минприроды РО) – об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка для использования на праве собственности, обязании осуществить предварительное согласование для использования на праве собственности,
УСТАНОВИЛ:
Казаков Е.В. обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором просит:
«Признать действие Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, выразившееся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 7563 кв.м, подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (приложение) посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, выделы 1-107, площадью 1 225 683 кв.м, с категорией земель «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза», для использования в целях: «база отдыха», на праве собственности - незаконным.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка площадью 7563 кв.м, подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (приложение) посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> выделы 1-107, площадью 1 225 683 кв.м, с категорией земель «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза», для использования в целях: «база отдыха», на праве собственности».
Свою просьбу заявитель объясняет тем, что является собственником нежилых зданий (спальный домик), площадью 20.1 кв.м., каждый – 7 шт., нежилого здания (спальный домик), площадью 37.2 кв.м. – 1 шт., нежилого здания (кухня), площадью 17.6 кв.м., нежилого здания (погреб), площадь. 20.2 кв.м., нежилого здания (сарай), площадью 7.7 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности на указанные нежилые строения зарегистрировано за истцом в ЕГРН Управления Росреестра по Ростовской области.
Данная база отдыха со всеми указанными строениями находится на земельном участке, площадью 7563 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, выделы 1-107, площадью 1225 683 кв.м., с категорией земель «земли лесного фонда», вид разрешенного использования: «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза».
ДД.ММ.ГГГГ, Казаков Е.В. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка для использования в целях: «база отдыха».
ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды Ростовской области подготовлен ответ №№, в котором истцу предложено предоставить документы, подтверждающие отнесение объектов (строений) к недвижимому имуществу.
Полагая, что таким образом истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Казаков Е.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Однако в административном исковом заявлении истцом сообщается, что обращаясь в Минприроды РО с заявлением о согласовании предоставления земельного участка для использования в целях «база отдыха», он предполагал предоставление земельного участка в собственность.
В судебном заседании от 19.02.2020, представитель административного истца Котова И.А. не отрицала, что в административном исковом заявлении указаны требования об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка для использования в целях: «база отдыха» на праве собственности и показала, что истцовая сторона также не возражает против предварительного согласования предоставления спорного земельного участка на праве аренды, для использования в целях: «база отдыха».
В том же судебном заседании представитель Минприроды РО Яновская Е.В. заявленные требования не признала и показала, что Минприроды РО является ненадлежащим адм.ответчиком, поскольку лесной фонд находится в Федеральной собственности, в связи с чем ограничен в обороте и не предоставляется в частную собственность. В связи с этим Минприроды РО не имеет полномочий на предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность. Вместе с тем, Минприроды РО уполномочен на проведение предварительного согласования предоставления земельного участка на праве аренды. Однако адм.истец просит получить предварительное согласование на предоставление земельного участка в собственность.
Дело рассмотрено в отсутствие Казакова Е.В. по ст. 150 КАСРФ.
Рассмотрев административное исковое заявление, суд приходит к выводу об отклонении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, - Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Юридически значимым обстоятельством по делу является выяснение вопроса о возможности предоставления земельного участка из состава: «земли лесного фонда» в частную собственность, для использования в целях: база отдыха, и, соответственно, о легитимности административного ответчика о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности.
Из материалов дела известно, что Казаков Е.В. является собственником нежилых строений (спальных домиков, кухни, погреба, сарая), представляющих в комплексе базу отдыха, которая расположена на земельном участке, площадью 7563 кв.м, подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (приложение) посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> выделы 1-107, площадью 1 225 683 кв.м, с категорией земель «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза».
ДД.ММ.ГГГГ, Казаков Е.В. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка для использования в целях: «база отдыха».
В судебном заседании представитель истца Котова И.А. не отрицала, что в будущем истцовую сторону интересует вопрос о приобретении спорного участка в собственность. Однако в настоящее время истец готов согласовать с Министерством РО предоставление земельного участка на праве аренды.
ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды Ростовской области в ответе №№ уклонился от предварительного согласования.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 225 683 кв.м., в границах которого расположен спорный лесной участок, относится к категории земель - «земли лесного фонда».
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N201-03 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 JIK РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности.
В силу пункта 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Во втором абзаце части 2 статьи 27 ЗК РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
На основании изложенных выше норм спорный лесной участок принадлежит Российской Федерации в силу закона. Распоряжаться данным участком может Российская Федерация, в лице уполномоченных органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации. По общему правилу, закрепленному в названных нормах, договор аренды лесных участков подлежит заключению по результатам торгов. В части 3 статьи 73.1 ЛК РФ перечислены случаю, при которых договор аренды лесных участков может быть заключен без проведения торгов. К одному из таких случаев относится нахождение на лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами главы VI Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьёй 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Казаков Е.В., как собственник объектов недвижимости, обладает правом на заключение договора аренды испрашиваемого лесного участка без проведения торгов, что предусмотрено частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако на основании вышеперечисленных норм у Минприроды РО отсутствуют полномочия по предоставлению предварительного согласования предоставления лесного участка на праве собственности.
При таком положении административное исковое заявление Казакова Е.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАСРФ,
РЕШИЛ:
Казакову Е.В. в удовлетворении административного искового заявления к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 7563 кв.м., подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (приложение) посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, выделы 1-107, площадью 1225 683 кв.м., с категорией земель «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза», для использования в целях: «база отдыха», на праве собственности, и обязании осуществления предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 7563 кв.м., подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (приложение) посредством раздела земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: Ростовская <адрес>, выделы 1-107, площадью 1225 683 кв.м., с категорией земель «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «Для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза», для использования в целях: «база отдыха», на праве собственности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления полного текста.
Судья С.Г.Черников