Дело № 2а-3866/2019
УИД 21RS0023-01-2019-004279-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседание Васильеве Е.А.,
с участием прокурора Макеева П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление заместителя прокурора г. Новочебоксарска Петрова А.И. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарска Петров А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проверкой выявлен факт размещения в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц сайта: ------. Выявленный сайт содержит информацию, оправдывающую противоправное поведение, распространяемую в молодежной субкультуре, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. Обеспечение неограниченного доступа к информации, носящий противоправный характер, наносит вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Указанный Интернет-ресурс находится в открытом доступе, в том числе, для несовершеннолетних. В ходе изучения установлено, что информация, размещенная на Интернет-ресурсе ------ содержит информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, оправдывает антиобщественное поведение, содержит нецензурную брань, способствует романтизации тюремной жизни среди подростков и установления взаимоотношений на праве сильного. Кроме того, содержание указанного Интернет-ресурса, его специфика не соответствует требованиям Уголовного кодекса РФ, призывает к применению насилия, оскорблению сотрудников полиции. Предоставление доступа к указанному сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Таким образом, в силу положений указанных выше законов информация, размещенная на сайте, относится к запрещенной. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
От представителя Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике- Чувашии поступил отзыв на иск, содержащий заявление о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо ООО «ВКонтакте» в судебное заседание не явилось, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149 - ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006г. №149 - ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборины страны и безопасности государства.
В соответствии с требованиями частей 1-2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
В силу ч.ч. 1-2 ст. 11 указанного закона, оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ч.2 ст.5 закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических им программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 13.07.2015) в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети Интернет указанной информации, фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Предоставление доступа к указанному сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, в силу положений указанных выше законов информация, размещенная на сайте ------, относится к запрещенной.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149 основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В ходе изучения сайта eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанные интернет-сайт запрещенным не значится.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлевторить.
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике), расположенное по адресу: г.Чебоксары, ул.Гладкова, д.7б, для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2019 года
Судья Н.А. Степанова