Дело № 2а-3820/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,
при секретаре Тараненко Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
14 сентября 2017 года
административное дело по административному исковому заявлению Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Мариинского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении размере исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.**** ###-ИП.
Требования мотивирует тем, что **.**.**** межрайонным отделом судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ###-ИП по исполнительному листу ### от **.**.****, выданному Мариинским городским судом по делу ### об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить ЛИЦО_1 по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Мариинского муниципального района Кемеровской области.
В указанном постановлении был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем по особо важным производствам МОСП УФССП России по Кемеровской области было вынесено постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере ... рублей.
Решение Мариинского городского суда по делу ### не исполнено в установленный срок из-за недостаточного финансирования из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, в связи с чем истец считает, что вина администрации Мариинского муниципального района в несвоевременном предоставлении жилых помещений отсутствует.
Истец просит уменьшить сумму исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.**** ###-ИП до ... рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставила суду в письменном виде возражения, которые были приобщены к материалам дела.
Изучив представленные письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа
Как установлено судом, **.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области ЛИЦО_4 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ###-ИП на основании исполнительного листа ### от **.**.****, выданного по решению Мариинского городского суда по делу ### по иску ЛИЦО_1 к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 16). В постановлении установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Требования судебного пристава-исполнителя в установленный срок администрацией Мариинского муниципального района Кемеровской области не исполнено.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области ЛИЦО_4 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области в размере ... рублей, в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 15).
Администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Марииинского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно Закону Кемеровской области от 14.11.2005 г № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций переданных из бюджета Кемеровской области для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из анализа Закона Кемеровской области от 20.12.2016 г № 91-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» следует, что администрации Мариинского муниципального района выделяются субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Как следует из представленной справки ### от **.**.**** Финансового управления по Мариинскому району (л.д. 7) бюджет Маринского района на 2017 год утвержден в общем объеме доходов бюджета в сумме ... тысяч рублей по расходам ... тысяч рублей. Объем собственных доходов составляет ... тысяч рублей или 14,0% от общего объема. Ежемесячно в бюджет района поступает собственных доходов в среднем ... миллионов рублей. Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной плита более 80% от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год ... миллионов рублей. Помимо этого средства собственных доходов идут на содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (более 80 единиц), исполнение социальных обязательств (ежемесячно выплата отдельным категориям граждан в год – ... тысяч рублей, адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми – ... тысяч рублей, создание доступной среды для инвалидов – ... тысяч рублей). Муниципальный долг бюджета Мариинского муниципального района на **.**.**** составил ... тысяч рублей, в том числе по бюджетным кредитам и соглашениям ... тысяч рублей.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинскго муниципального района от **.**.****, в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют (л.д. 6).
Согласно информации, предоставленной Главой Мариинского муниципального района ЛИЦО_5 (л.д. 9), согласно муниципального контракта ### от **.**.**** «Приобретение в муниципальную собственности жилых помещений, по договору участи в долевом строительстве многоквартирного жилого дома» в г. Мариинске Кемеровской области, ведется строительство тридцатиквартирного трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу .... В целях исполнения решения Мариинского городского суда от **.**.**** и требований исполнительного производства ###-ИП от **.**.**** администрация Мариинского муниципального района планирует предоставление ЛИЦО_1 однокомнатной благоустроенной квартиры, расположенной в указанном строящемся жилом доме после завершения его строительства и ввода в эксплуатацию.
Таким образом, Администрацией Мариинского муниципального района принимаются необходимые меры для надлежащего исполнения принятого судебного решения.
Учитывая существо постановленного решения, исполнение которого предполагает предоставление гражданину жилого помещения, суд считает, что данное решение исполнить в установленных законом пятидневный срок не представляется возможным, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат, связанных с приобретением или созданием объекта недвижимости, принятием его в муниципальную собственность и дальнейшей передачей в установленном законом порядке гражданину.
Учитывая, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, принимая во внимание финансовое положение Администрации Мариинского муниципального района, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, уменьшив размер исполнительского сбора до ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ###-░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ###-░░ ░░ ... ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.09.2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.