Дело № 58RS0018-01-2020-001024-22 2а-852/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Орлову Вячеславу Владимировичу о взыскании страховых взносов, налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Орлову В.В. о взыскании страховых взносов, налога на имущество физических лиц и пени указав, что Орлов В.В. был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем в период с 15.01.2016 г. по 26.02.2019 г. и в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком страховых взносов. Как следует из заявления, на основании ст. 430 НК РФ, с учетом даты снятия административного ответчика с учета в налоговом органе, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 4 717 рублей 61 копейка, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2018 г. за 2019 г. составила 1 106 рублей 36 копеек. Административный ответчик не исполнил обязанность по своевременной уплате страховых взносов в полном объеме, сумма к доплате составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год – 2 271 рубль 44 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2019 год – 532 рубля 69 копеек, в связи с чем, ему были начислены пени; на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 16 рублей 43 копейки, на страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 3 рубля 85 копеек. Согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Росреестра по Пензенской области, на имя Орлова В.В. зарегистрированы объекты налогообложения: квартира по адресу: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 51,30 кв.м., дата регистрации права 13.06.2013 г., дата утраты права 12.07.2018 г. Ответчику был исчислен и предъявлен к оплате налог на имущество физических лиц за налоговые периоды 2015, 2016, 2017 г.г. в налоговом уведомлении № 54365736 от 13.08.2018 г. Налог на имущество за 2015 г. составил 215 рублей, за 2016 г. – 430 рублей, за 2017 г. – 473 рубля. Административный ответчик не исполнил обязанность по своевременной уплате налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему были начислены пени в размере 10 рублей 26 копеек. В порядке досудебного урегулирования спора должнику по почте направлены требования от 04.02.2019 г. № 4365, от 11.04.2019 г. № 8033, однако, требования не исполнены, задолженность по налогу, взносам и пени Орловым В.В. до настоящего времени не погашена. ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с Орлова В.В. задолженность по страховым взносам, налогам и пени на общую сумму 3 952 рублей 67 копеек, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 г.) в размере 2 271 рубль 44 копейки, пени в размере 16 рублей 43 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 532 рубля 69 копеек, пени в размере 3 рубля 85 копеек, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1 118 рублей, пени в размере 10 рублей 26 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Орлов В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ).
В силу положений п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК РФ).
В соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 430 НК РФ, с учетом даты снятия Орлова В.В. с учета в налоговом органе (26.02.2019 г.), сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год составила 4 717 рублей 61 копейка, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2019 года составила 1 106 рублей 36 копеек.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ административный ответчик не исполнил обязанность по своевременной уплате страховых взносов в полном объеме, сумма к доплате составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год – 2 271 рубль 44 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2019 год – 532 рубля 69 копеек
В связи с неуплатой административным ответчиком указанных страховых взносов ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы предприняла меры ко взысканию.
Так, в адрес Орлова В.В. было направлено требование № 8033 от 11.04.2019 г. страховых взносов, пени, со сроком уплаты до 04.06.2019 г. однако, в установленный в требовании срок административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Учитывая, что Орловым В.В. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не исполнена, а срок обращения налоговым органом в соответствии с ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 2 271 рубль 44 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМ в размере 532 рубля 69 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом пени на страховые взносы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы страховых взносов, истцом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере 16 рублей 43 копейки на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии и 3 рубля 85 копеек на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, которые подлежат взысканию с административного ответчика.
При определении задолженности по страховым взносам и пени суд исходит из расчетов, представленных ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, которые Орловым В.В. не оспорены и не опровергнуты.
Согласно сведениям, представленным в инспекцию Управлением Росреестра по Пензенской области, на имя Орлова В.В. зарегистрированы объекты налогообложения: квартира по адресу: Адрес , кадастровый номер Данные изъяты, площадь 51,30 кв. м., дата регистрации права 13.06.2013 г., дата утраты права 12.07.2018 г.
В соответствии со статьей 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса, согласно которой объектом признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Кодекса.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ, Законом Пензенской области от 18.11.2014 г. № 2639-ЗПО "О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", статьей 20 Устава города Каменки Каменского района Пензенской области, Собрание представителей города Каменки Каменского района Пензенской области решило установить на территории города Каменки Каменского района Пензенской области, налог на имущество физических лиц.
Решением Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 27.11.2014 г. № 24-3/3 «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах:
0,3 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
- 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
- 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Пунктом 2 статьи 52 Кодекса предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Орлову В.В. налог на имущество физических лиц за налоговые периоды 2015 г., 2016 г., 2017 г. по указанному объекту недвижимости был исчислен и предъявлен к уплате в составе налогового уведомления № 54365736 от 13.08.2018 г.
С 01.01.2015 г. вступила в силу 32 глава Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц», в которой установлен переходный период (с налогового периода 2015 по 2018 год, понижающий коэффициент к налоговому периоду установлен в размере 0.2, 0.4, 0.6, 0.8 соответственно), в течение которого сумма налога исчисляется от кадастровой стоимости.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения (ст. 402 Кодекса).
Пунктом 8.1 статьи 408 Кодекса предусмотрен коэффициент, ограничивающий рост налога на имущество физических лиц не более чем на 10 процентов в год.
Указанный коэффициент применяется при исчислении налога на имущество физических лиц начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Положения пункта 8.1 статьи 408 Кодекса распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.
Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления указанного налога представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п. 4 ст. 391, 403 Кодекса).
На основании статей 403, 408 Кодекса налогоплательщику Орлову В.В. исчислен налог на имущество за 2015 год в размере 215 рублей, за 2016 г. - 430 рублей, за 2017 г. - 473 рубля.
В порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику было направлено требование № 4365 от 04.02.2019 г. об уплате налога, пени со сроком уплаты до 01.04.2019 г., однако, в установленный в требовании срок административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Учитывая, что Орловым В.В. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, а срок обращения налоговым органом в соответствии с ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1 118 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10 рублей 26 копеек также подлежат удовлетворению.
При определении задолженности по налогу на имущество физических лиц суд исходит из расчетов, представленных ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, которые Орловым В.В. не оспорены и не опровергнуты.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, исчисленная согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Орлову Вячеславу Владимировичу о взыскании страховых взносов, налога на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.
Взыскать с Орлова Вячеслава Владимировича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по страховым взносам, налогам и пени на общую сумму 3 952 рублей 67 копеек, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 г.) в размере 2 271 рубль 44 копейки, пени в размере 16 рублей 43 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. в размере 532 рубля 69 копеек, пени в размере 3 рубля 85 копеек; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1 118 рублей, пени в размере 10 рублей 26 копеек.
Взыскать с Орлова Вячеслава Владимировича государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.
Судья О.В. Кузнецова