Решение по делу № 2а-387/2019 от 08.07.2019

                                                                                             К делу № 2а-387/19

Решение

Именем Российской Федерации

станица Старощербиновская 29 июля 2019 года
Судья Щербиновского районного суда при секретарес участием помощникам прокурора Щербиновского районаглавы Глафировского сельского поселения Щербиновского районаспециалиста юридического отдела администрации Глафировского сельского поселенияпредставителя администрации МО Щербиновский район                      Халдина О.Е.                 Коваленко Л.Н.                         Накиб Д.В.                      Недорез Т.Н.                  Кольченко О.Б.                    Кобелева Л.А.

рассмотрев административное исковое заявление исковое заявление Прокурора Щербиновского района к администрации МО Щербиновский район, администрации Глафировского сельского поселения, о признания бездействия по организации благоустройства мест массового отдыха населения,

Установил:

Прокурор Щербиновского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к администрации МО Щербиновский район, администрации Глафировского сельского поселения, о признания бездействия по организации благоустройства мест массового отдыха населения. Из искового заявления следует, что администрацией Глафировского сельского поселения фактически эксплуатируется пляж в с. Глафировка, однако, каких-либо мер к организации санкционированных мест купания, либо же запрету купания населения не предпринимается, что может угрожать жизни и здоровью населения.

Согласно представленным возражениям на административное исковое заявление, администрации Глафировского сельского поселения не оспаривая необходимость проведения заявленных административным истцом мероприятий по благоустройству, однако просит возложить указанные обязанности и на администрацию МО Щербиновского района, поскольку бюджет Глафировского сельского поселения не способен финансировать обустройство фактически курорта районного значения.

В возражениях, представленных в суд, администрация МО Щербиновского района просит исключить их из числа ответчиков, поскольку полагает, что обязанности по благоустройству места отдыха – пляжа является обязанностью администрации именно сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Глафировского сельского поселения просил возложить обязанность согласно представленным возражениям и на администрацию Глафировского сельского поселения и администрацию МО Щербиновский район.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Щербиновский район исковые требования не признал, просил исключить из числа ответчиков.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из представленных материалов следует, что в ходе проведения прокуратурой Щербиновского района проверки соблюдения требований ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» № 131ФЗ от 06.10.2003 г., в части осуществления мероприятий по созданию условий для массового отдыха граждан и организации благоустройства мест массового отдыха населения на территории Глафировского сельского поселения МО Щербиновский район, выявлено, что администрацией Глафировского сельского поселения в районе Глафировской косы с кадастровым , фактически эксплуатируется пляж, к которому организован проезд автотранспорта. Каких-либо мер к организации санкционированных мест купания, либо же запрету купания населения не предпринимается.

Из содержания ст. 7, ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ следует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В силу п. 1, ч. 1-5 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения. Полномочия в области водных отношений, установленные ч. 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта РФ за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.

Согласно пп. 15, 24, 26 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) к вопросам местного значения городского поселения относятся: 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; 26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

В соответствии с пп. 22, 24, 28 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: 22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; 28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

Кроме того, пунктом 15 ст. 8 Устава Глафировского сельского поселения МО Щербиновский район определено, что к полномочиям поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Формирование бюджета, необходимого для осуществления организации деятельности по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, а так же непосредственно такая деятельность осуществляется как администрациями городского поселения, так и администрациями муниципального района, в связи с чем, возложение обязанности по организации безопасного массового отдыха населения необходимо осуществить как на администрацию Щербиновского района, так и на администрацию Глафировского сельского поселения Щербиновского района.

Кроме того, требования к организации и содержанию пляжей регламентированы ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования», утв. и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. № 1345-ст. Область применения указанного ГОСТ, согласно п. 1 - общие требования к услугам пляжей. Положения данного стандарта распространяются на услуги пляжей, предоставляемые организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

В п. 3.1 указанного ГОСТа определено, что пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (океана, моря, озера, водохранилища, реки, пруда) с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур.

Кроме того, согласно п. 2.1 постановления глава администрации краснодарского края «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в краснодарском крае и правил пользования водными объектами в краснодарском крае для плавания на маломерных судах» от 30 июня 2006 года № 536 определено, что зона купания (пляж) - организованное место массового отдыха людей на водном объекте, расположенное на участке берега с прилегающей к нему акваторией, установленное органами местного самоуправления и специально обустроенное для купания и массового отдыха людей в рекреационных целях, без использования маломерных судов и иных технических средств. Требования, предъявляемые к содержанию пляжей в части обеспечения охраны жизни людей на водных объектах, распространяются на все иные места массового отдыха людей, расположенные на участке береговой полосы и предназначенные для купания и отдыха, независимо от форм собственности. До начала купального сезона каждый пляж в соответствии с действующим законодательством должен быть осмотрен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с выдачей письменного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Должно быть проведено водолазное обследование дна пляжа в границах заплыва с обязательным оформлением акта водолазного обследования.

Вместе с тем, на указанном выше пляже с. Глафировка указанные требования закона не соблюдены, должностными лицами администрации не ведется контроль за соблюдением мер безопасности на пляжах и в местах массового отдыха населения, что может представлять угрозу жизни и здоровью населения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрацией не созданы условия для массового отдыха граждан на водных объектах, а так же не организовано благоустройство мест массового отдыха населения, не обеспечена безопасность людей на водных объектах, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представители администрации просили установить предельный срок исполнения решения суда май 2020 года, учесть сезонный характер организации отдыха на пляже, принять во внимание ряд уже произведённых мероприятий и учесть оставшиеся.

Суд находит доводы администрации Глафировского сельского поселения и МО Щербиновский район заслуживающими внимания.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Необходимости установления предельных сроков исполнения решения суда связана с обстоятельствами исполнения решения суда.

П. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу требований ст. 16 КАС РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение должно быть исполнимым.

Из приведенных норм следует, что судом должны приниматься только такие судебные акты, которые могут быть реально исполнены, поскольку иначе судебный акт будет не соответствовать ст. 16 КАС РФ и может создать угрозу необоснованного привлечения к ответственности за неисполнение решения суда. Хотя КАС РФ не содержит прямо выраженного в тексте такого требования к судебным актам, как исполнимость, положения ст. 16 КАС РФ позволяют сделать вывод, что такое требование к судебным актам законом имеется в виду.

Суд учитывает, что администрацией Глафировского сельского поселения к настоящему времени выполнены следующие мероприятия: оснащение прибрежной полосы в зоне выделенного земельного участка отдых рекреация (пляж) лавками с теневым навесом 18 штук, металлическими урнами 15 штук, мусороуборными баками объёмом 1.м куб 2 шт, очистка прибрежной полосы в зоне выделенного земельного участка от сорной растительности и санитарная очистка на площади 50 000 кв.м.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П). Исполнимым будет являться судебный акт, который может быть приведен в исполнение по правилам исполнительного производства. Таким образом, исполнимость как требование к судебным актам является залогом его реального исполнения, т.е. реальной защиты нарушенных прав. В связи с изложенным, учитывая, что неисполнимость судебного акта может являться основанием для его отмены, а так с учетом того обстоятельства, что бюджеты Краснодарского края и муниципального образования Щербиновский район являются программными бюджетами, благоустройство места массового отдыха граждан на пляже не может быть осуществлено лишь за средства бюджета Глафировского сельского поселения Щербиновского района, также являющегося дотационным, учитывая установленные законом сроки формирования бюджетов, а так же то обстоятельство, что в рамках настоящего дела истцом не заявлены требования о выделении денежных средств из уже сформированного бюджета муниципального образования на 2019 год на цели, указанные в иске, кроме того, деятельность по организации благоустройства отдыха граждан на пляже является длительной по времени ввиду необходимости формирования пакета документов о предоставлении участка в водопользование для рекреационных целей, провести лабораторные исследования воды на участке водопользования для пляжа, развёртывание спасательного поста, укомплектование его плавательными средствами оборудованием в соответствии с табелем оснащенности, обеспечение на период купального сезона достаточного количества матросов спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах, оборудование профилактическими стендами с материалами по предупреждению несчастных случаев, схемой акватории, извлечением из Правил поведения на воде, оснащение прибрежной полосы в зоне выделенного земельного участка отдых рекреация (пляж) туалетом и раздевалкой, сезонный характер требований, а также то обстоятельство, что в бюджете на 2019 год средства для выполнения указанных мероприятий не предусмотрены ввиду дотационности, на 2020 год бюджет не утверждён и сумма на мероприятия по организации пляжа будет определена после его утверждения, суд считает необходимым указать предельные сроки исполнения решения суда – не позднее 01.04.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,176, 227 КАС РФ

Решил:

Удовлетворить исковые требования Прокурора Щербиновского района к администрации администрации Глафировского сельского поселения, о признании бездействия по организации благоустройства мест массового отдыха населения незаконным.

Признать незаконным бездействие администрации Глафировского сельского поселения, в части организации благоустройства мест массового отдыха населения, а так же по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Обязать администрация Глафировского сельского поселения и администрацию МО Щербиновский район, в срок до 01 апреля 2020 года создать условия для массового отдыха населения на пляже, расположенном: Щербиновский район, с. Глафировка, кадастровый , расположенного в восточной части кадастрового квартала , путем организации обустройства мест массового отдыха населения и приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе постановления главы администрации краснодарского края «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в краснодарском крае и правил пользования водными объектами в краснодарском крае для плавания на маломерных судах» от 30 июня 2006 года № 536.

Указанное решение может быть обжаловано в порядке ст. 228 КАС РФ.

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2019 года.

Судья О.Е. Халдина

2а-387/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Глафировского сельского поселения
Администрация МО Щербиновский район
Суд
Щербиновский районный суд Краснодарского края
Судья
Халдина Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
sherbinovsky.krd.sudrf.ru
08.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
09.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
30.07.2019[Адм.] Судебное заседание
30.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее