Решение по делу № 2-537/2019 от 13.11.2018

№ 2-537/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2019г.                                         г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Вольской А.Е.,

с участием истца Храмцова В.С.,

представителя ответчика Евдокимовой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмцова Виктора Спиридоновича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы займа, компенсации морального вреда,

установил:

Храмцов В.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы займа в размере 102556 руб., компенсации морального вреда 1800 евро, указав, что в 1983-1984 г. приобрел 30 облигаций государственного внутреннего выигрышного займа на сумму 2100 руб., однако Российская Федерация не исполняет принятые на себя обязательства и не производит погашение данных ценных бумаг.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.

Представитель истца в суде с иском не согласен по доводам письменного отзыва на иск.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Храмцов В.С. является держателем облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.

Федеральным законом от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами путем помещения денежных средств в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года, объявило их государственным внутренним долгом (статьи 1 и 2) и предусмотрело перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации (статья 5), а также установило, что порядок перевода, как и виды, условия и формы обслуживания указанных долговых обязательств и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (статья 12).

Принятый в целях реализации указанных положений Федеральный закон от 12 июля 1999 года «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» относит к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года, сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года.

С учетом приведенных норм законодательства к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», отнесены облигации государственного займа 1982 г.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ Правительству Российской Федерации надлежало в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

В рамках исполнения данного положения Федерального закона Правительством Российской Федерации 29 января 2000 г. принято Постановление № 82 «Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», которое вступило в силу 11 февраля 2000 г.

Действие настоящего Постановления неоднократно приостанавливалось, в настоящее время действие Постановления приостановлено до 1 января 2020 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1437.

Вопросы перевода облигаций в целевые долговые обязательства Российской Федерации регламентированы и в статье 6 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ, где закреплено, что величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 г. При этом с 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.

Порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами (ст. 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ).

Федеральный закон от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.

В силу указанного Федерального закона долговая стоимость одного долгового рубля должна применяться при использовании целевых долговых обязательств Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. ст. 2 - 4 Федерального закона от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ, долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. При этом базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом.

Действие Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора», принятого в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ, в настоящее время приостановлено до 1 января 2020 г. на основании Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 429-ФЗ «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, этот показатель не утверждается и не публикуется.

В связи с приостановлением действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» расчет долговой стоимости целевого долгового обязательства РФ не производится. В настоящее время, оснований для возложения на ответчика обязанности погасить облигацию государственного займа 1982 г. не имеется, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

Требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ моральный вред возмещается в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Право на получение долга по ценным бумагам является имущественным правом. Компенсация морального вреда в связи с несвоевременным возвратом долга по облигациям Федеральным законом от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Храмцова Виктора Спиридоновича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы займа 102556 руб., компенсации морального вреда - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

2-537/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Алексеев А.А.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
04.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее