Дело №2-316/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 27 июля 2017 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волженцева Д.В.,
при секретаре Егарминой К.А.,
с участием старшего помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Дыменко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к СПК (колхоз) «Казанский» об обязании устранить нарушения законодательства об охране труда, путем проведения специальной оценки условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СПК (колхоз) «Казанский» указав, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране труда, прокуратурой <адрес> в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения в части проведения оценки условий труда.
Как указано в иске, в нарушение положений Федерального Закона №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» ответчиком не проводится оценка рабочих мест в СПК (колхоз) «Казанский» по условиям труда. Кроме того, в ходе проверки установлено, что по состоянию на июнь 2017 года подготовка к проведению специальной оценки условий труда не организована, а именно: специальная комиссия по оценке условий труда не создана, с участием, в том числе специалиста по охране труда, председатель комиссии не назначен. Состав и порядок деятельности комиссии, график проведения специальной оценки условий труда не утвержден.
Прокурор района, просил обязать СПК (колхоз) «Казанский» устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства об охране труда, путем проведения специальной оценки условий труда на 39 рабочих местах, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Старший помощник прокурора Шарлыкского района Дыменко А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика СПК (колхоз) «Казанский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, представили в суд заявление, в котором исковые требований признали в полном объеме, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес>, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст.8 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 № 1038/234-IV-ОЗ «Об охране труда в Оренбургской области» работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать требования охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ст.219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;Как следует из абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 8 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 №1038/234-IV-ОЗ «Об охране труда в Оренбургской области» работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать требования охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч.1 ст.8 Закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.
В силу ч.3 ст.3 Закона №426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В соответствии с ч.4 ст.8 Закон №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В ходе проверки установлено, что в штате СПК (к-з) «Казанский» состоят 83 работника. Проверкой выявлено, что оценка условий труда на 39 рабочих местах СПК (к-з) «Казанский», в нарушение требований законодательства об охране труда не проводилась.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что по состоянию на июнь 2017 года подготовка к проведению специальной оценки условий труда не организована, а именно: специальная комиссия по оценки условий труда не создана, с участием, в том числе специалиста по охране труда, председатель комиссии не назначен. Состав и порядок деятельности комиссии, график проведения специальной оценки условий труда не утвержден.
Согласно протокола общего собрания членов СПК (к-з) «Казанский» от ДД.ММ.ГГГГ председателем СПК (колхоз) «Казанский» является Б.В.Н.
В соответствии с приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Б.В.Н. вступил в должность председателя СПК (к-з) «Казанский» с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.
Таким образом, установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.15, ст.18 Конституции РФ, ст.22 п.10 абз.2 ст.212 ТК РФ, положений Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на 39 рабочих местах председателем СПК (к-з) «Казанский» Б.В.Н. не проведена, что подтверждается отсутствием документов, свидетельствующих о проведении оценки условий труда на рабочих местах, ответом на запрос прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, документацией о проведении последней аттестации рабочих мест по условиям труда.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени в СПК (колхоз) «Казанский», в нарушение федерального и регионального законодательства не проведена оценка условий труда. Каких-либо письменных возражений, относительно заявленных исковых требований стороной ответчика суду не представлено, более того в своем заявлении представитель ответчика согласился с предъявленными исковыми требованиями.
На основании вышеизложенного, требования, изложенные в исковом заявлении прокурора <адрес>, суд признает законными и обоснованными, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░) «░░░░░░░░░» №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 39 ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░