Дело №а-4538/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Дорошенко Н.В.,
при секретаре Морозовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, заинтересованное лицо ГУ МВД России по Ростовской области, ООО «Сфера» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации проведена проверка соблюдения МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты (далее - МКУ ДГХ) законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности при выполнении муниципальных контрактов по нанесению горизонтальной разметки.
Согласно подп. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Проведенной проверкой установлено, что с целью реализации полномочий органа местного самоуправления в области содержания муниципальных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения в течение 2017 года заключены следующие муниципальные контракты с ООО «Сфера» на выполнение работ по обустройству пешеходных переходов: 06.06.2017 муниципальный контракт № 10159/475 на сумму 4924103 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.06.2017 муниципальный контракт № 10159/600 на сумму 3832111,9 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.06.2017 муниципальный контракт № 10159/599 на сумму 4962769 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/831 на сумму 2487500 руб. со сроком до 15.10.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/830 на сумму 2288500 руб. со сроком до 15.10.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/833 на сумму 2328300 руб. со сроком до 15.10.2017. Итого с целью обустройства пешеходных переездов на автомобильных дорогах города Шахты заключено муниципальных контрактов на сумму 23161533,00 руб.
Выполненные ООО «Сфера» работы приняты заказчиком 21.06.2017 и 16.10.2017 соответственно в полном объеме и оплачены.
Согласно п. 4.2.2, 4.2.3 Государственного стандарта РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
По результатам проведенной прокуратурой города проверки в декабре 2017 года совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Шахты установлено, что нанесенная термопластиком дорожная разметка пешеходных переходов в г. Шахты по указанным выше муниципальным контрактам не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597 - 93, в связи с ее физическим износом. При этом, претензионная работа Заказчиком осуществлялась ненадлежащим образом, в связи с чем 26.01.2018 главе администрации вносилось представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу на представление подрядной организацией будут
выполнены работы в рамках гарантийных обязательств при наступлении благоприятных погодных условий.
Однако, даже при наступлении таких погодных условий, подрядной организаций ООО «Сфера» работы по восстановлению дорожной разметки не выполнялись. В связи с чем, прокурором неоднократно (16.04.2018, 28.04.2018, 10.07.2018) в адрес администрации города направлялись требования о предоставлении соответствующей информации. При этом, МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты не располагал точной информацией о дате начала выполнения работ.
В результате отсутствия планомерной систематической работы в данном направлении, текущего и постоянного контроля за состоянием дорожной разметки, качеством выполненных работ по муниципальным контрактам, ООО «Сфера» приступила к выполнению работ только в июле 2018 г.
На требование прокурора в прокуратуру города за подписью заместителя главы администрации города от 19.07.2018 за №61/4/1052 поступили акты № 1 и 2 о выполненных работах ООО «Сфера» в рамках гарантийных обязательств по восстановлению дорожной разметки пешеходных переходов термопластиком.
Из представленных актов следует, что в акте № 1 имеются адреса, где дорожная разметка выполнена только белым либо только желтым цветом. В акте № 2 содержится такая же информация, с отметкой «выполнено» без указания объемов выполненных работ в кв.метрах. Согласно сопроводительному письму в акте № 2 содержатся адреса, восстановление разметки на которых планируется в 3 квартале 2018 г. Однако, изучением актов установлено, что некоторые адреса упоминаются в обоих актах.
В связи с чем, возникла необходимость повторного истребования сведений о фактически выполненных работах в рамках гарантийных обязательств ООО «Сфера», на что был получен акт № 1 от 07.08.2018, согласно которому 143 пешеходных перехода выполнены в полном объеме.
При проведении проверки ОГИБДД УМВД РФ по г. Шахты в период с 01.07.2018 по 17.08.2018 установлено, что пешеходные переходы вновь имеют недостатки состояния, что непосредственно создает угрозу безопасности дорожного движения.
Так, на 9 участках дорожная разметка «пешеходного перехода» отсутствует, на 23 участках дорожная разметка пешеходных переходов имеет износ не соответствующий ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», что отражено в информации ОГИБДД УМВД России по г. Шахты от 20.08.2018 за №5/293.
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе осуществление контроля за исполнением бюджета городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 28, 162 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В свою очередь, выявленные в действиях МКУ ДГХ нарушения свидетельствуют о неисполнении федерального законодательства в сфере дорожной деятельности, отсутствии должным образом организованной работы с подрядчиком, ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства Российской Федерации.
Непринятие своевременных действенных мер к обязанию подрядных организаций выполнить взятые на себя обязательства по гарантийному ремонту, приведут к истечению гарантийного срока, установленного контрактом.
Нарушения закона требуют устранения и принятия мер к их недопущению в дальнейшей деятельности учреждения.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами МКУ «Департамент городского хозяйства» своих обязанностей, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных на улучшение качества дорог муниципального образования.
Отсутствие принципиального подхода к исполнению своих обязанностей должностными лицами МКУ «ДГХ» позволяет подрядным организациям не исполнять обязанности по устранению допущенных ими недостатков.
С целью устранения нарушений закона и принятии мер, 24.08.2018 прокурором города на имя главы администрации города внесено представление, которое рассмотрено и отклонено.
Как следует из ответа на представление от 19.09.2018 за №61/4/1959, поступившем в прокуратуру города 28.09.2018 за подписью заместителя главы администрации города Шахты Глушкова А.П. ООО «Сфера» гарантийные обязательства в рамках ранее заключенных муниципальных контрактов выполнены в полном объеме. У муниципального заказчика претензий к подрядной организации не имеется.
Однако, указанные в представлении сведения о недостатках в нанесенной ООО «Сфера» разметке пешеходных переходов и ссылка на направленное ОГИБДД УМВД России по г. Шахты в адрес главы администрации города письмо с аналогичным содержанием не приняты во внимание. По состоянию на 28.09.2018 муниципальным заказчиком в адрес ООО «Сфера» требования о взыскании неустойки либо устранении недостатков не направлены.
Подобные нарушения недопустимы, требуют устранения, и принятия незамедлительных мер, направленных на строгое и неукоснительное исполнение требований действующего законодательства, регламентирующего порядок ведения дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения за счет бюджетных средств.
Просит суд признать бездействие МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты по муниципальным контрактам от 06.06.2017 № 10159/475, от 13.06.2017
№10159/600, от 13.06.2017 № 10159/599, от 13.09.2017 № 10159/831, от
13.09.2017 № 10159/830, от 13.09.2017 № 10159/833, в части неведения претензионно-исковой работы с ООО «Сфера» незаконным; обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты устранить нарушения, допущенные при исполнении муниципальных контрактов от 06.06.2017 № 10159/475, от 13.06.2017 №10159/600, от 13.06.2017 № 10159/599, от 13.09.2017 № 10159/831, от 13.09.2017 № 10159/830, от 13.09.2017 № 10159/833.
Старший помощник прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю. в суд явилась, административный иск поддержала.
Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты по доверенности Гончарова Р.Ф. в суд явилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сфера» в суд не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в иске отказать.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что с целью реализации полномочий органа местного самоуправления в области содержания муниципальных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения в течение 2017 года заключены следующие муниципальные контракты с ООО «Сфера» на выполнение работ по обустройству пешеходных переходов: 06.06.2017 муниципальный контракт № 10159/475 на сумму 4924103 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.06.2017 муниципальный контракт № 10159/600 на сумму 3832111,9 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.06.2017 муниципальный контракт № 10159/599 на сумму 4962769 руб. со сроком до 30.06.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/831 на сумму 2487500 руб. со сроком до 15.10.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/830 на сумму 2288500 руб. со сроком до 15.10.2017; 13.09.2017 муниципальный контракт № 10159/833 на сумму 2328300 руб. со сроком до 15.10.2017. Итого с целью обустройства пешеходных переездов на автомобильных дорогах города Шахты заключено муниципальных контрактов на сумму 23161533,00 руб. (л.д. 103-121).
Выполненные ООО «Сфера» работы приняты заказчиком 21.06.2017 и 16.10.2017 соответственно в полном объеме и оплачены.
Согласно п. 4.2.2, 4.2.3 Государственного стандарта РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
По результатам проведенной проверки прокуратуры города Шахты с ОГИБДД УМВД России по г. Шахты установлено, что нанесенная термопластиком дорожная разметка пешеходных переходов в г. Шахты по указанным выше муниципальным контрактам не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597 - 93, в связи с ее физическим износом (л.д. 43-46).
Во исполнение представления прокуратуры г. Шахты от 26.01.2018 г. (л.д. 7-10) в адрес главы Администрации от 24.01.2018 г. № 7-42-2018 МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты была проведена претензионная работа с подрядной организацией ООО «Сфера», в рамках которой 12.12.2017 г. исх. №4342 (л.д. 13) 10.04.2018 г. исх. № 1066 (л.д. 59), Департаментом было направлено претензионное письмо по восьми муниципальным контрактам, заключенным в период с 29.05.2017 г. по 13.09.2017 г.
Во внесудебном порядке и во исполнение условий гарантийных обязательств ООО «Сфера», вне зависимости от истечения их срока, предусмотренного муниципальными контрактами, по состоянию на 07.08.2018 г. была восстановлена пешеходная разметка на 143 пешеходных переходах, что подтверждается Актом № 1 от 07.08.2018 г., цвет белый площадью 4552,8 кв.м., цвет желтый площадью 6556,8 кв.м. (л.д. 54-56), на остальных пешеходных переходах восстановление разметки проводится и будет завершено до конца 3 квартала 2018 г. (л.д. 21, 25).
Суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что износ разметки, выполненной по трем контрактам работ, был обусловлен наступлением осенне-зимнего периода, а по другим трем контрактам гарантийные обязательства (6 месяцев) истекли 30.12.2017 г.
Суд также учитывает, что для обследования и составления акта выявленных недостатков ни сотрудники МКУ «Департамент ГХ», ни сотрудники подрядной организации ООО «Сфера» не приглашались, сведений о том, каким способом был определен износ разметки более 25 %, административный истец суду не представил.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что срок службы дорожной разметки (равно как и гарантийный срок) составляет 6 месяцев, поэтому ведение в 2019 году претензионно-исковой работы с подрядчиком в отношении разметки, нанесенной в 2017 году, не имеет смысла, дорожная разметка по указанным истцом адресам нанесена вновь в рамках иных муниципальных контрактов.
Из пояснений представителя ответчика установлено, что в 2018 был заключен контракт №Ф.2018.111070/63 с подрядной организацией ООО «Сфера» со сроком исполнения обязательств 31.05.2018 г. Работы в рамках заключенного контракта выполнены в полном объеме, акты выполненных работ подписаны сторонами, претензий к ООО «Сфера» по выполнению работ у МКУ «Департамент ГХ» отсутствуют. Гарантийный срок на выполненные работы истек 30.11.2018 г.
Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействия МКУ «Департамент ГХ» по муниципальным контрактам от 06.06.2017 № 10159/475, от 13.06.2017 №10159/600, от 13.06.2017 № 10159/599, от 13.09.2017 № 10159/831, от
13.09.2017 № 10159/830, от 13.09.2017 № 10159/833, в настоящем споре не установлено, поскольку ответчик вел с ООО «Сфера» претензионную работу, следовательно в удовлетворении настоящего административного иска суд считает необходимым отказать в полном объеме заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, заинтересованные лица ГУ МВД России по Ростовской области, ООО «Сфера» о признании бездействия незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2018 г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья - Дорошенко Н.В.