Дело № 2-678/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Бош Н.А.
при секретаре Кораблевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 09 марта 2017 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК решения о предоставлении в пользование водных объектов – р.Печора (бассейн Баренцева моря) в точке сброса с координатами 65?08?23,6??с.ш., 57?01?49,3??в.д. (п.Набережный); р.Малая каменка Республики Коми в двух точках выпуска ( точка сброса №1 - 65?04?57??с.ш., 57?00?11??в.д. (пгт.Кожва), точка сброса №2 - 65?05?52,9??с.ш., 56?58?05,6??в.д. (пгт Изъя-Ю); в срок до **.**.** разработать и направить на утверждение в Отдел водных ресурсов по РК Двинско-Печорского бассейнового водного управления проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на указанные водные объекты; в срок до **.**.** получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанные водные объекты.
В обоснование иска Печорский межрайонный природоохранный прокурор указал, что во исполнение плана работы на первое полугодие 2017 года прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло,- и водоснабжению на территории МО МР «Печора» РК. В ходе данной проверки установлено, что АО «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала осуществляет использование водных объектов – р.Печора (бассейн Баренцева моря) и р.Малая Каменка (правый приток р.Кожва, бассейн р.Печора) для целей сброса сточных (дренажных) вод в условиях отсутствия решений о предоставлении водных объектов в пользование; разработанных и утвержденных проектов нормативно-допустимых сбросов, а также полученных в установленном порядке разрешений на сбросы сточных (дренажных) вод в указанные водные объекты. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора Ишин А.В. на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика Карабанов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора признал. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми, Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК, Отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского БВУ, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представили отзывы, в которых просили рассмотреть дело без участия своих представителей, требования прокурора поддерживают.
Заслушав объяснения заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
АО «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала осуществляет использование водных объектов – р.Печора (бассейн Баренцева моря) и р.Малая Каменка (правый приток р.Кожва, бассейн р.Печора) для целей сброса сточных (дренажных) вод.
Сброс сточных (дренажных) вод осуществляется Обществом в границах МО ГП «Путеец» МР «Печора» в следующих точках:
1) р.Печора (бассейн Баренцева моря) в точке сброса с координатами 65?08?23,6??с.ш., 57?01?49,3??в.д. (п.Набережный);
2) р.Малая каменка Республики Коми в двух точках выпуска ( точка сброса №1 - 65?04?57??с.ш., 57?00?11??в.д. (пгт.Кожва), точка сброса №2 - 65?05?52,9??с.ш., 56?58?05,6??в.д. (пгт Изъя-Ю).
В результате проверки установлено, что за 4 квартал 2016 года Обществом в указанные водные объекты осуществлен сброс сточных (дренажных) вод в следующих объемах: 4,1 тыс.м? (р.Печора), 18,03 тыс.м? (р.Малая Каменка – точка сброса №1) и 8,64 тыс. м? (р.Малая Каменка – точка сброса №2). При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества – взвешенные вещества, БПК, ионы аммония, нитрит-ионы, нитрат-ионы, хлориды, фосфаты, железо, сульфаты, медь, нефтепродукты, сплав, цинк.
В силу части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст.22 указанного закона), нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ст.23).
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации.В силу пункта I части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 №333 разработана Методика нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – Методика).
Из п.12 указанной Методики следует, что величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих организаций – водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией. Каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ в водные объекты.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №2 от 09.01.2013, выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение вышеуказанных требований закона сброс сточных вод в водные объекты – р.Печора (бассейн Баренцева моря) и р.Малая Каменка (правый приток р.Кожва, бассейн р.Печора) в настоящее время осуществляется Печорским филиалом АО «Коми тепловая компания» без оформленного решения о предоставлении перечисленных водных объектов в пользование, при этом не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в названные водные объекты, не получены разрешения на сброс в них сточных (дренажных) вод.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты, что может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде, и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
На основании изложенного, принимая во внимание признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора.
При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** рублей (ст. 103 ГПК РФ).
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Коми тепловая компания» удовлетворить.
Обязать АО «Коми тепловая компания» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми решения о предоставлении в пользование водных объектов – р.Печора (бассейн Баренцева моря) в точке сброса с координатами 65?08?23,6??с.ш., 57?01?49,3??в.д. (п.Набережный); р.Малая каменка Республики Коми в двух точках выпуска ( точка сброса №1 - 65?04?57??с.ш., 57?00?11??в.д. (пгт.Кожва), точка сброса №2 - 65?05?52,9??с.ш., 56?58?05,6??в.д. (пгт Изъя-Ю).
Обязать АО «Коми тепловая компания» в срок до **.**.** разработать и направить на утверждение в Отдел водных ресурсов по РК Двинско-Печорского бассейнового водного управления проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водные объекты - р.Печора (бассейн Баренцева моря) в точке сброса с координатами 65?08?23,6??с.ш., 57?01?49,3??в.д. (п.Набережный); р.Малая каменка Республики Коми в двух точках выпуска ( точка сброса №1 - 65?04?57??с.ш., 57?00?11??в.д. (пгт.Кожва), точка сброса №2 - 65?05?52,9??с.ш., 56?58?05,6??в.д. (пгт Изъя-Ю).
Обязать АО «Коми тепловая компания» в срок до **.**.** получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты - р.Печора (бассейн Баренцева моря) в точке сброса с координатами 65?08?23,6??с.ш., 57?01?49,3??в.д. (п.Набережный); р.Малая каменка Республики Коми в двух точках выпуска ( точка сброса №1 - 65?04?57??с.ш., 57?00?11??в.д. (пгт.Кожва), точка сброса №2 - 65?05?52,9??с.ш., 56?58?05,6??в.д. (пгт Изъя-Ю).
Взыскать с АО «Коми тепловая компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме 300 рублей (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья - Н.А. Бош