Решение по делу № 2-2456/2015 от 10.08.2015

                                                                                         Дело № 2-2456/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2015 г.                                                                                 г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

с участием истца Шерстневой А.Р.,

представителя ответчика - Администрации Орловского района Орловской области Хрусталева А.В.,

представителя ответчика - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Бухвостовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда гражданское дело по иску Шерстневой <данные изъяты> к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указала, что она относится к категории «граждане, заезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, заезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» она имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище». В силу этого Дата она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера. На момент постановки на учет она была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Дата она была снята с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес>, поскольку желала получить медицинскую помощь в г. Орле. Дата при обращении в администрацию Орловского района Орловской области ей стало известно, что её сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера, поскольку снялась с регистрационного учета в Орловском районе и зарегистрировалась в другом муниципальном районе - городе Орле. Полагая такие действия администрации Орловского района Орловской области незаконными, так как по-прежнему она проживала по адресу: <адрес>, то она обратилась в Орловский районный суд Орловской области с исковым заявлением к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, в котором просила восстановить её в очереди нуждающихся в улучшениижилищных условий. Дата Орловским районным судом Орловской области вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований Шерстневой <данные изъяты> к администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья было отказано. Дата судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда вынесла апелляционное определение, которым решение Орловского районного суда Орловской области от Дата отменено. Исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии удовлетворены. Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10 апреля 2014 г. № 129 она была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий. Дата в связи с тем, что её незаконно сняли с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе «Жилище», она обратилась с заявлением к главе Орловской области Потомскому В.В., в котором просила разъяснить: 1. Какая очередь получила в сводном списке государственный жилищный сертификат в 2013 года, и какова её очередь в сводном списке на 2013 год на получение сертификата. 2. Почему не была произведена корректировка сводного списка очередности на 2014 год в связи с вступившим в силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 года. 3. Какова её очередь в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата на 2015 год. Письмом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05 марта 2015 г. № Ш-994 сообщалось, что «в сводном списке по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в 2013 году Вы значились под № 21. В рамках Графика выпуска и распределения сертификатов на 2013 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 442-р, в 2013 году Орловской областью был получен 1 государственный сертификат для предоставления по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанный сертификат был предоставлен участнику подпрограммы, состоящему в сводом списке на 2013 год под № 1. Поскольку согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 года Вы восстановлены в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района (постановление от 10 апреля 2014 года № 129) и сведения были представлены администрацией Орловского района для включения Вас в сводный список на 2015 год, корректировка списка на 2014 год не проводилась. Вы включены на 2015 год в сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «пенсионеры» под номером 17...» Также письмом администрации Орловского района Орловской области от 18 марта 2015 года № 1-1415 ей сообщалось, что она включена в сводный список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством». По состоянию на 1 января 2013 г. по Орловскому району её номер очереди был 6. Полагает данные действия администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, незаконными по следующим основаниям: 1.Информация о том, что она была восстановлена в сводном списке в очереди на улучшение жилищных условий ей направлена не была до настоящего времени. 2. Как сообщалось из письма Прокуратуры Орловской области от 04 сентября 2014 г. № 7-639-13 она состоит в очереди по Книге учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по Орловскому району под номером 5, а также в списках граждан-участников подпрограммы, формируемым Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в год, предшествующий планируемому, на 2015 год под номером 17. В силу Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879, ведение списков лиц этой категории осуществляется на уровне субъекта РФ, и поэтому двух очередей быть не должно. 3.Отсутствует доступ к общему списку граждан-участников подпрограммы по субъекту, из которого формируется сводный список, что нарушает её конституционное право на полную и достоверную информацию, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ. Как сообщалось Прокуратурой Орловской области, данный общий список формируется органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Соответственно, администрация Орловского района Орловской области представляет в Департамент строительства, топливно-энергетического        комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области сформированный список лиц, проживающих на территории района и имеющих право на предоставление жилищного сертификата. Однако полагает, что органы местного самоуправления не должны заниматься составлением общего списка, так согласно ст. 3 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий     осуществляются     по     месту     их     жительства     органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, стоит отметить тот факт, что согласно п.п. 24, 26 Правил выпуска и реализации     государственных     жилищных     сертификатов,     утв.     Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, для включения в список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Однако, когда ею подавалось такое заявление, ей было разъяснено, что подача заявления о постановке на учет требуется единожды. Кроме того, при подаче последующих заявлений органы местного самоуправления отказывались его регистрировать. В виду выше перечисленного есть все основания полагать, что администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения Орловской области принимают такие заявления один раз, что противоречит. п. 24, 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, или же, при необходимости, принимаются позже, так сказать, «задним числом», для продвижения по очереди определенных людей. Из смысла п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 вытекает, что принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующему планируемому не допускается. Она неоднократно обращалась с заявлениями в Прокуратуру Орловской области с просьбой провести проверку, однако в её адрес приходили лишь отписки, где сообщалось, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется. Полагает, что очередь под номером 1 граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2013 года получила государственный жилищный сертификат с нарушением текущего законодательства: заявление было не подано, или подано после 1 июля года, предшествующему планируемому. На основании изложенного с учетом уточнений требований истец просила суд признать действия администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области незаконными, по ведению сводного списка и списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, - незаконными; запросить в администрации Кромского района Орловской области заявление Иосифиди <данные изъяты>, получившего государственный жилищный сертификат в 2013 году по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; истребованное по запросу суда заявление приобщить к материалам гражданского дела по исковому заявлению Шерстневой <данные изъяты> к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; назначить экспертизу давности заявления Иосифиди <данные изъяты>, получившего государственный жилищный сертификат в 2013 году по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; выдать Шерстневой <данные изъяты> государственный жилищный сертификат, относящейся к категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», как гражданину-участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

В судебном заседании истец Шерстнева А.Р. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что её права нарушены бездействием Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, выразившимся в не информации её о том, что она была восстановлена в едином списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (апелляционное определение от Дата судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда. Кроме того, считает незаконными действия администрации Орловского района Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, выразившиеся в ведении двух очередей на уровне муниципального района и субъекта РФ, что недопустимо, так как в силу п 3 Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, утв. Постановлением Правительства РФ от Дата ст. 19 « Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляются законами субъектов РФ. Однако такого закона Орловской области не существует. Кроме того нарушение прав заключается в не предоставлении на момент подачи искового заявления доступа к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 ст.6 « Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Считает, что Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области неправильно ведет единые и сводные списки. Кроме того, оспаривает законность получения государственного сертификата очереди №3 (Иосифиди Г. Е.). так как в письме Орловской администрации указывалось, что именно очередь получила сертификат в 2013г. Полагает, что незаконность выдачи жилищных сертификатов в 2013, 2014, 2015 ущемляет её права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ.

Представитель ответчика - Администрации Орловского района Орловской области по доверенности Хрусталев А.В. исковые требования не признал, просил в иске отказать, суду показал, что согласно статье 1 Федерального закона от Дата N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от Дата N 125-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее Дата, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как указано в части 2 Федерального закона от Дата N 125-ФЗ: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Пунктом 24 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата N 153, предусмотрено: В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской, Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Пунктом 26 Правил предусмотрено, что: «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.». В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил, выдачу сертификата осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты). Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) (пункт 19 Правил). Таким образом, законодатель предусматривает 2 (два) списка на уровне местного самоуправления и уровне субъекта Российской Федерации: Список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. С учетом вышеприведенных норм права, применительно к рассматриваемому делу имеет место быть следующая хронология событий. Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 года № 33-256, Шерстнева А. Р. была восстановлена в очереди в сводном списке по Орловской области граждан - участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет Дата за издано постановление администрации Образцовского сельского поселения «О восстановлении гр. Шерстневой <данные изъяты> в очереди на улучшение жилищных условий». Администрацией района Шерстнева А. Р. внесена в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год и на 2016 год по Орловскому району. Кроме того, администрацией района сформирован сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2015 и 2016 году. Списки доступны на официальном сайте Орловского района: http://orlr.ru/material-l08. На основе данных, полученных от администрации района орган исполнительной власти субъекта РФ - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области сформировал список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Дата по Орловской области, а также сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Орловской области, в который также вошла Шерстнева А. Р. Указанные списки доступны на официальном сайте администрации Орловской области. При этом заявления (рапорты) по форме, предусмотренным приложением 1 к Правилам, подавались Шерстневой А. Р. в 2014 и 2015 годах и приложены к материалам дела. Таким образом, Шерстнева А. Р. включена в муниципальные и региональные списки, администрацией района все необходимые действия, предусмотренные законодательством, выполнены, государственный жилищный сертификат администрация района выдавать не уполномочена. Требования истца, изложенные в пунктах 2-5 искового заявления, не имеют отношения к предмету разбирательства, вследствие чего не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности Бухвостова О.А. исковые требования не признала, суду показала, что предоставление субсидий переселенцам из районов Крайнего Севера осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (далее -Положение). Органы местного самоуправления являются в соответствии с Жилищным кодексом РФ единственными органами, ведущими первичный учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Закона Орловской области от 6 февраля 2006 года № 573-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В связи с данными обстоятельствами, 24 июля 2007 года Шерстнева А. Р. администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области была принята в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера (зарегистрирована по адресу: <адрес>).

В сводном списке Орловской области граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в 2013 году Шерстнева А. Р. значилась под № 21 (согласно поданному заявлению в 2012 году). В 2014 году Шерстнева А. Р. не включалась в сводный региональный список, поскольку указанный список был составлен по состоянию на 1 июля 2013 года по данным органам местного самоуправления, а Шерстнева А. Р. была снята с учета нуждающихся в жилье граждан органом местного самоуправления по месту жительства 27 мая 2013 года по основаниям пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. На основании апелляционного определения Орловского областного суда от 19 марта 2014 года Шерстнева А. Р. восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области и включена согласно представленных данных администрации Орловского района на 2015 год в сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Таким образом, с учетом приведенных положений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, Департаментом был сформирован сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы на 2015 год, в который Шерстнева А. Р. включена по категории «пенсионеры» под № 17 в соответствии с датой первоначальной постановки на учет - 24 апреля 2007 года.

Государственный жилищный сертификат Шерстневой А. Р. будет предоставлен в порядке очередности в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и при условии утверждения федеральной целевой программы «Жилище» на последующие годы. При этом, действующее законодательство не предусматривает обязанности органов исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации уведомлять гражданина о включении его в сводный список.

В связи с указанными обстоятельствами, действия Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по включению Шерстневой А. Р. в сводные списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не противоречат действующему законодательству.

Правовые основания для выдачи Шерстневой А. Р. государственного жилищного сертификата в нарушение установленного вышеприведенными нормативными правовыми актами порядка отсутствуют. С учетом изложенного, Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области просит отказать Шерстневой А. Р. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о слушании дела, в письменном ходатайстве при рассмотрении спора полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Шерстневой А.Р. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Шерстнева А. Р. относится к гражданам, имеющим в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии.

Предоставление субсидий переселенцам из районов Крайнего Севера осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (далее -Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.

Поскольку определение нуждаемости граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, на субъекты Российской Федерации Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не возложено, органы местного самоуправления являются в соответствии с Жилищным кодексом РФ единственными органами, ведущими первичный учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Закона Орловской области от 6 февраля 2006 года № 573-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В связи с данными обстоятельствами, 24 июля 2007 года Шерстнева А. Р. администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области была принята в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера (зарегистрирована по адресу: <адрес>

В сводном списке Орловской области граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в 2013 году Шерстнева А. Р. значилась под (согласно поданному заявлению в 2012 году).

В 2014 году Шерстнева А. Р. не включалась в сводный региональный список, поскольку указанный список был составлен по состоянию на Дата по данным органам местного самоуправления, а Шерстнева А. Р. была снята с учета нуждающихся в жилье граждан органом местного самоуправления по месту жительства Дата по основаниям пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

На основании апелляционного определения Орловского областного суда от 19 марта 2014 года Шерстнева А. Р. восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области и включена согласно представленных данных администрации Орловского района на 2015 год в сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 в соответствии с датой первоначальной постановки на учет - 24 апреля 2007 года.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).

В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

На основании пункта 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.

Таким образом, с учетом приведенных положений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, Департаментом был сформирован сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы на 2015 год, в который Шерстнева А. Р. включена по категории «пенсионеры» под в соответствии с датой первоначальной постановки на учет - Дата.

При этом, действующее законодательство не предусматривает обязанности органов исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации уведомлять гражданина о включении его в сводный список.

Пунктом 29 Правил закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают гражданам -участникам подпрограммы доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Во исполнение данной нормы в сети Интернет в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области -публичный информационный центр» размещен общий список и сводный список граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат.

В связи с указанными обстоятельствами, действия Администрации Орловского района, администрации Образцовского сельского поселения, Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области не противоречат действующему законодательству.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Правосудие по гражданским делам, согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в силу чего, каждое лицо, участвующее в деле, с учетом правомочий, предоставленных частью 1 статьи 35 того же Кодекса, само реализует свои процессуальные права, предоставленные действующим гражданским процессуальным законом. Суд же, согласно части 2 статьи 12 ГПК РФ, лишь разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Необходимым условием, предопределяющим удовлетворение исковых требований, является доказанность истцом обстоятельств, на основании которых он выдвигает свои требования к ответчику.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение её прав ответчиками. Также суд учитывает, что на основании апелляционного определения Орловского областного суда от 19 марта 2014 года Шерстнева А. Р. восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области и включена согласно представленных данных администрации Орловского района на 2015 год в сводный список по Орловской области граждан-участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 в соответствии с датой первоначальной постановки на учет - Дата. Таким образом, права Шерстневой А.Р. уже были восстановлены ранее.

При этом суд находит необоснованными доводы истца о нарушении её прав Иосифиди Г.Е. и незаконности получения им государственного сертификата, поскольку доказательств этого суду не представлено.

Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шерстневой <данные изъяты> к Администрации Орловского района Орловской области, Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме 06.10.2015 путем подачи апелляционной жалобы через Орловский районный суд Орловской области.

Председательствующий

Судья                                                                                      П.В. Постникова

2-2456/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Шерстнева А.Р.
Ответчики
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного х
администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области
Администрация Орловского района Орловской области
Суд
Орловский районный суд Орловской области
Дело на сайте суда
orlovsky.orl.sudrf.ru
10.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2015Передача материалов судье
14.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2015Предварительное судебное заседание
15.09.2015Предварительное судебное заседание
01.10.2015Судебное заседание
06.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее