Решение по делу № 2-3651/2019 от 08.10.2019

                                                         К делу № 2-3651/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2019 г.                                                                                        г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Хагундоковой Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Куфановой Р.Э.,

с участием истца Маркова М.Ю.,

представителя ответчика – Военного комиссариата Республики Адыгея - по доверенности Гудзь Г.Н.

рассмотрев в судебном открытом заседании гражданское дело по иску Маркова Максима Юрьевича к Военному комиссариату Республики Адыгея и Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений об установлении факта участия в боевых действиях в период с 08.08.2008г. по 22.08.2008г. на территории Республики Южная Осетия,

У С Т А Н О В И Л :

    Истец обратился в суд с иском к ответчикам об установлении факта участия в боевых действиях, в обоснование которого указал, что он в период с 08.08.2008г. по 24.08.2008г. принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в составе в\ч 03833 (в\ч п.п. 61155). В соответствии с п.3 ст.3 ФЗ РФ «О ветеранах», с 17.12.2009г. боевыми действиями признается также выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия с 08.08.2008г. по 22.08.2008г. (ФЗ от 17.12.2009г. №311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»). Таким образом, участники вооруженного конфликта на указанных территориях в августе 2008г. приобрели право на получение статуса ветерана боевых действий. Заявитель повторно обращался в Министерство обороны РФ для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий через Военный комиссариат РА, однако, в принятии заявления ему было отказано за отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, а, именно, соответствующих выписок из приказов командира войсковой части 64670, и сведений из Центрального архива Министерства обороны РФ. Заявитель считает, что имеющихся в его личном деле документов, достаточно, для подтверждения факта участия в боевых действиях, согласно которых Марков М.Ю., действительно, числился в списках личного состава в\ч 03833, был командирован в в\ч п.п. 61155 и при увольнении его с военной службы ему был предоставлен реабилитационный отпуск в количестве 15 суток за участие в зоне конфликта Абхазии и Грузии, выписка из приказа командира в\ч 03833 №4 от 25.11.2008г., что косвенно подтверждает его участие в боевых действиях. Просит суд удовлетворить иск и признать факт его участия в боевых действиях для получения удостоверения ветерана боевых действий.

В судебном заседании истец уточнил свои требования и пояснил, что ранее им было заявлено требование о рассмотрении дела в порядке особого производства, а в настоящее время он предъявляет иск к Военному комиссариату РА и комиссии южного военного округа по рассмотрению обращений об установлении факта участия в боевых действиях. Просил его удовлетворить полностью.

    Представитель ответчика - Военного комиссариата РА, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска и просил отказать.

Представитель ответчика - Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, в судебное заседание не явился, однако представил свои возражения, согласно которых Марков М.Ю. не может быть признан ветераном боевых действий, т.к. он прибыл в краткосрочную командировку в зону конфликта в Абхазии для прохождения военной службы в составе коллективных сил по поддержанию мира союза независимых государств (КСПМ СНГ) и с 05.12.2007г. зачислен в списки личного состава войсковой части п.п.61155 (приказ командира войсковой части п.п. 61155 от 05.12.2007г. №2), из приказа командира войсковой части п.п. 61155 от 21.11.2008г. №328 следует, что младший сержант Марков М.Ю. с 21.11.2008г. исключен из списков личного состава войнской части по окончанию служебной командировки: период командировки с 05.12.2007г. по 21.11.2008г. засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия - за три месяца. Суточные в долларовом эквиваленте выплачены за период командировки. Просил отказать в удовлетворении требований Маркова М.Ю. полностью.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, младший сержант Марков Максим Юрьевич прибыл в краткосрочную командировку в зону конфликта в Абхазии для прохождения военной службы в составе коллективных сил по поддержанию мира союза независимых государств (КСГПМ СНГ) и с 5 декабря 2007 г. зачислен в списки личного состава войсковой части п.п. 61155 (приказ командира войсковой части п.п. 61155 от 05.12.2007 № 2). Из выписки из приказа командира войсковой части п.п. 61155 от 21 ноября 2008 г.. № 328 следует, что младший сержант Марков Максим Юрьевич с 21 ноября 2008 г. исключен из списков личного состава воинской части по окончании служебной командировки; период командировки с 5 декабря 2007 г. по 21 ноября 2008 г. засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета - один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия - за три месяца. Суточные в долларовом эквиваленте выплачены за период командировки.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе, уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к Закону «О ветеранах» приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения там боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в который, с 1 января 2010 г. включена позиция: «Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».

Ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяется правительством Российской Федерации.

П.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» определено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В силу ст. 28 Закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Закона «О ветеранах», Правительством Российской Федерации 19.12.2003 принято Постановление № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее по тексту - Постановление № 763), установившее, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; - оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

В Вооруженных Силах Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий регламентируется Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.09.2017 № 595.

П. 8 Порядка установлено, что для лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, к обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий необходимо предоставлять выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Однако, представленные заявителем документы подтверждают прохождение им военной службы в составе миротворческих сил на территории Абхазии, и не свидетельствуют о привлечении Маркова М.Ю. к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Абхазия в период с 08.08.2008 г. по 22.08.2008 г.

Поскольку определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Законодательством предусмотрены различные меры социальной защиты лиц, выполнявших задачи в зонах вооруженных конфликтов и в условиях чрезвычайного положения, и лиц, признанных ветеранами боевых действий. В связи с чем, суд не может признать ссылки Маркова М.Ю. на предоставление ему льгот (зачет выслуги лет в льготном исчислении, дополнительный отпуск, выплата командировочных в долларовом эквиваленте) в соответствии с Федеральным законом от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службы на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», как подтверждение его личного участия в боевых действиях.

Указанный закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть положения данного закона применяются для иных целей, не связанных с отнесением лица к ветерану боевых действий.

Из положений указанного закона, а также иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок предоставления льгот и компенсаций, следует, что они предоставляются лицам, проходившим военную службу на указанных территориях, в том числе и Республике Абхазия, и выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах безотносительно того участвовали ли эти лица, непосредственно, в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации (боевых действиях) или нет.

Таким образом, прохождение службы на территории Республики Абхазия в составе миротворческих сил, а равно и выполнение определенных задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта возможно и без непосредственного участия в боевых действиях.

При таких обстоятельствах, что Марков М.Ю. являлся получателем соответствующих льгот и компенсаций в соответствии с приведенным Федеральным законом не подтверждает факт его непосредственного участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации на территории Республики Абхазия с 08.08.2018 г. по 22.08.2008 г. не является основанием для приобретения им статуса ветерана боевых действий.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Однако, в связи с тем, что Марковым М.Ю. таких доказательств не представлено, исковые требования суд признает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Маркова Максима Юрьевича к Военному комиссариату Республики Адыгея и Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений об установлении факта участия в боевых действиях, в период с 08.08.2008г. по 22.08.2008г. на территории Республики Южная Осетия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                   подпись                                          Р.Р. Хагундокова

УИД 01RS0004-01-2019-002618-10

Подлинник находится в материалах дела №2-3651/2019

В Майкопском городском суде Республике Адыгея

2-3651/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Марков М.Ю.
Марков Максим Юрьевич
Ответчики
Комиссия Южного Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий
военкомат РА
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Хагундокова Римма Руслановна
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.10.2019Передача материалов судье
08.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019Судебное заседание
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее