№ 2а-7/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2018 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Дмитричевой В.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Пристенского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области и возложении на администрацию муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области обязанности по проведению ремонта части автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Пристенского района Курской области, в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области и возложении на администрацию муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области обязанности по проведению ремонта части автомобильной дороги от <адрес> до <данные изъяты>, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пристенского района Курской области соблюдения муниципальным образованием «поселок Пристень» законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что участок дороги, находящийся в границах населенного пункта поселок Пристень, Курской области, от <адрес> до <адрес> и входящий в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный Постановлением администрации поселка Пристень № от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, чем нарушены требования ФИО3 050597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", поскольку на участке дороги отсутствует твердое покрытие, а также имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной максимальной скоростью. Полагая, что административным ответчиком не выполняются требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) (ч. 1 ст. 292 КАС РФ).
В судебное заседание административный истец прокурор Пристенского района Курской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик администрация муниципального образования «поселок Пристень», Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просит дело рассмотреть без участия представителя административного ответчика, требования прокурора признает, однако в связи с отсутствием финансирования просит предоставить срок для организации ремонтных работ на спорном участке дороги до 1 ноября 2018 года и не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ, основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 этого же Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, в настоящий момент действует ГОСТ 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённый Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 раздела 3.1 вышеуказанного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, разрешенной ПДД скоростью. Этим же ГОСТом установлены предельно допустимые повреждения покрытия. Так, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и других повреждений, не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см., по глубине 5 см.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также согласно п. 1 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Пристенского района Курской области была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «поселок Пристень» законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что на участке дороги, находящейся в границах населенного пункта <адрес>, от <адрес> до <адрес> отсутствует твердое покрытие, а также напротив домов №, 22, 24 и 26 имеются семь выбоин размером от 1,0 м.х0,7 м.х0,07 м. до 1,5 м.х 1,0 м.х0,10 м. каждая. Выявленные нарушения зафиксированы актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного постановлением администрации поселка Пристень, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью 260 м. относится к дорогам общего пользования местного значения поселка Пристень, <адрес>.
Согласно п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования «поселок Пристень», Пристенского района Курской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённого пункта.
Таким образом, на администрацию поселка Пристень, Пристенского района Курской области возложена обязанность по содержанию дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, выявленный факт нарушения администрацией поселка Пристень, Курской области законодательства в области безопасности дорожного движения, который не устранен до настоящего времени, представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения и учитывая, что административный иск прокурора направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц, в сфере безусловного и единообразного исполнения федеральных законов с целью устранения выявленных нарушений суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Вместе с тем, реализуя требования ст. 187 КАС РФ, суд исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите и считает возможным установить срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, именно данный срок для исполнения вышеуказанной обязанности административным ответчиком отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░