Судья Спиридонов Е.В.
Дело № 7-2433/2019 / 21-1445/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 21 ноября 2019 г. в г. Перми жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" П. на постановление заместителя начальника управления, начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 5 августа 2019 г. № 03-03/1-19, решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 30 сентября 2019 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника управления, начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 5 августа 2019 г. № 03-03/1-19 публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее по тексту - ПАО "ФСК ЕЭС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 30 сентября 2019 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ПАО "ФСК ЕЭС"– без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник ПАО "ФСК ЕЭС"- П. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. Указав, что на момент составления акта осмотра ПАО "ФСК ЕЭС" выполняло свои обязательства по расчистке просеки. Считает, что мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, а также за соблюдением лесного законодательства проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ. Полагает, что акт осмотра лесного участка от 14 мая 2019 г. не может быть использован в качестве доказательства, подтверждающего административное правонарушение, поскольку не соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ, выполнен в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, положения которого к делу не применимы.
В судебном заседании в краевом суде защитник ПАО "ФСК ЕЭС"- П., извещенный о времени и месте участия не принимал.
Защитник ПАО "ФСК ЕЭС" М. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30 июня 2007 г. утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила), пунктами которого предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю (пункт 19); просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34); при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35).
Из материалов дела следует, что 14 мая 2019 г. в ходе осмотра лесного участка в лесных кварталах ** (выдел **), ** (выдел **, **), ** (выдел **, **), ** (выдел **), ** (выдел **) Нытвенского участкового лесничества Закамского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" зафиксированы следующие нарушения Правил пожарной безопасности в лесах: по всей площади осмотра (площадь, пройденная рубкой, составляет 11,7 га) хаотично разбросаны деревья, хворост, стволы сваленных не раскряжеванных деревьев с неотделенными от стволов сучьями; работы по расчистке охранной зоны не производились.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, как юридического лица, нарушившего Правила пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона.
Факт совершения ПАО "ФСК ЕЭС" вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 июля 2019 г.; приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 апреля 2019 г. № СЭД-30-01-02-490 об открытии пожароопасного сезона на территории Закамского лесничества с 29 апреля 2019 г.; извещением ПАО "ФСК ЕЭС" от 19 октября 2018 г. о проведении в период с 24 сентября 2018 г. по 31 декабря 2019 г. работ по вырубке угрожающих деревьев и доведению ширины просек ВЛ до нормативной величины в границах охранных зон ВЛ, в том числе в границах ВЛ 220 кВ КамГЭС-Апрельская 1ц; актом осмотра лесного участка от 14 мая 2019 г. с фототаблицей; схемами прохождения линии ЭП "ВЛ 220 кВ КамГЭС-Апрельская 1ц".
Доказательства по делу об административном правонарушении оценены должностным лицом и судьей районного суда с учетом всестороннего, полного и объективного исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ПАО "ФСК ЕЭС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов изложенных в оспариваемых актах.
Доводы жалобы о том, что акт осмотра лесного участка от 14 мая 2019 г. не может быть использован в качестве доказательства, подтверждающего административное правонарушение, поскольку не соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ, выполнен в рамках Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля" (далее по тексту - Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.), положения которого к делу не применимы, отклоняются.
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 апреля 2019 г. № СЭД-30-01-02-490 "Об открытии пожароопасного сезона 2019 года" пожароопасный сезон на территории Закамского лесничества открыт с 29 апреля 2019 г.
Правила пожарной безопасности в лесах не содержат положений о возможности размещения порубочных остатков и других горючих материалов при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи.
Таким образом, складирование (размещение) по территории просеки порубочных остатков (лесосечных отходов), является неправомерным.
Актом осмотра лесного участка от 14 мая 2019 г. зафиксированы нарушения Правил: по всей площади осмотра хаотично разбросаны деревья, хворост, стволы сваленных не раскряжёванных деревьев с неотделенными от стволов деревьев сучьями. Работы по расчистке охранной зоны не производились. Отсутствуют материалы отвода и технологическая карта. Площадь, пройденная рубкой, составляет 11.7 га. На момент осмотра лесозаготовительная и лесовозная техника отсутствует. По осматриваемой территории проходит воздушная линия 220 кВ КамГэс-Апрельская 1,2. Данный Акт составлен в присутствии представителя ПАО "ФСК ЕЭС" С. по доверенности от 22 марта 2019 г. № 64-19.
Оснований для признания вышеуказанного акта осмотра лесного участка от 14 мая 2019 г. ненадлежащим доказательством не имеется.
Довод автора жалобы о том, что мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах без учета требований Закона о пожарной безопасности, Положения о пожарном надзоре в лесах, Положения о лесном надзоре и Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., является необоснованным в силу следующего.
На основании статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации № 476 от 5 июня 2013 г. "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований пожарной безопасности в лесах, посредством организации и проведения проверок, осуществления пожарной охраны в лесах и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности, (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее - мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, своей деятельности.
В рамках исполнения переданных полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах подведомственными учреждениями (лесничествами) были проведены мероприятия по контролю, в результате которых специалистами Закамского лесничества были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах.
На основании изложенного вина ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило выполнение требований Правил пожарной безопасности в лесах, при отсутствии каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения ПАО "ФСК ЕЭС" данных требований и принятия всех зависящих от него мер, направленных на предупреждение правонарушения, административному органу не представлено.
Таким образом, вина ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, административным органом установлена правильно.
Иная оценка доказательств по делу, приводимая заявителем в жалобе, и отличная от оценки, данной судьей районного суда, не является основанием для отмены обжалуемого судебного решения. Правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 26.11 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО "ФСК ЕЭС" в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление заместителя начальника управления, начальника отдела охраны лесов управления охраны, защиты и надзора в лесах, заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 5 августа 2019 г. № 03-03/1-19, решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 30 сентября 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" П. - без удовлетворения.
Судья: подпись.