Дело № 2-2662/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Гаркуши О.М.,
при секретаре - Грищенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Севастополя гражданское дело по иску Гутевич В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании отказа незаконным, понуждении совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Истец, уточнив 18.08.2015г. свои требования, обратился в суд с заявлением в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в котором просит признать незаконным отказ Государственного учреждения УПФ РФ в г.Севастополе в выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Кроме того, просит обязать Государственного учреждения УПФ РФ в г.Севастополе выдать ему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Заявление мотивировано тем, что в апреле 2011г. умерла его жена, с этого времени у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей: старший сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, и сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В марте 2014 года он и его дети стали гражданами РФ. ДД.ММ.ГГГГ согласно ч.3 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» он обратился в отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю с заявлением о выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако 13 апреля 2015г. заинтересованным лицом ему было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что на день смерти его жены, умершей ДД.ММ.ГГГГ, она не являлась гражданкой РФ. Считает, что данное решение является незаконным и подлежит отмене, так как не соответствует требованиям законодательства.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, указывала на то, что отказы являются законными, поскольку органы Пенсионного фонда РФ могут принять решение о выдаче государственного сертификата отцу двух детей при наличии у матери гражданства РФ на день смерти, а мать несовершеннолетних детей - ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ. являлась гражданкой Украины.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, усматривается, что заявитель является гражданином РФ согласно паспорту гражданина РФ (22 14 235710), выданного 31 марта 2014 года Федеральной миграционной службой, код подразделения 900-002 (л.д.7,8).
Согласно свидетельству о браке (серия №) (л.д.16), усматривается, что заявитель Гутевич В.А. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак.
Согласно свидетельству о смерти (серия №) судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, о чем в Книге регистрации смертей ДД.ММ.ГГГГ составлена соответствующая актовая запись № (л.д.17).
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении (л.д.9,12-14) у Гутевич В.А. и ФИО2 имеются несовершеннолетние дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с заявлением от 31 марта 2015г., адресованного от имен заявителя на имя Начальника отделения ПФ РФ в г.Севастополе, усматривается, что Гутевич В.А. обращался с заявлением дать ему мотивированны ответ по существу отказа специалиста ПФ в его праве на получение сертификата на материнский (семейный) капитал.
Согласно ответу ГУ отделения Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю от 13.04.2015г. №Г-593-14/761 (л.д.18), уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 15.08.2015г. №1712 усматривается, что обращение Гутевич В.А. рассмотрено и ему отказано в связи с тем, что органы Пенсионного фонда РФ могут принять решение о выдаче государственного сертификата отцу двух детей при наличии у матери гражданства РФ на день смерти, кроме того мать детей ФИО2 будучи гражданкой Украины, умерла 22.04.2011г., в связи с чем у нее не могло возникнуть право на дополнительные меры государственной поддержки, и в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона №256-ФЗ перейти ни к отцу, ни к детям.
Судом установлено, что согласно Постановлению Пенсионного фонда РФ от 29 апреля 2014г. №69п. в целях реализации ФКЗ от 21 марта 2014г. 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя» было создано государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное). Согласно Положению, утвержденному постановлением ПФР №69п, усматривается, что Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами (соглашениями) РФ, ФКЗ, ФЗ, Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением ВС РФ от 27.12.1991г.
В соответствии со ст. 11 ФКЗ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст. 3 Федерального закона РФ «О дополнительных мерах» государственной поддержки семей имеющих детей» №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно п.3 ст.3 указанного закона, право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличии гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; 2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; 3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в дополнение к основным мерам социальной защиты, возможность использования которых предоставляется, как правило, обоим родителям, устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.
Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. В связи с этим право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
В связи с тем, что умершая ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, не смогла реализовать свое право на получение материнского капитала согласно положений ст. 11 ФКЗ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи со смертью, однако, учитывая целевое назначение указанных выплат, по мнению суда права несовершеннолетних детей, которые, как граждане Российской Федерации, имеют право на указанную социальную поддержку государства, суд полагает, что право может быть восстановлено путем понуждения должностных лиц к выполнению обязательств по начислению пособия.
На основании статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФКЗ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст.ст.2, 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», руководствуясь ст.ст. 56-57, 88-98, 103, 194-199 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л :
Иск - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение УПФ РФ (межрайонное) в городе Севастополе выдать Гутевич В.А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением и воспитанием ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 25.08.2015 года.
Судья – (подпись)
Согласно оригиналу:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.М.Гаркуша