Судья – Чащина Ю.А.
Дело № 33а-11469
г. Пермь 11 октября 2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Юсьвинского района об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе Совета депутатов Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 24 июля 2017 года, которым требования прокурора удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения прокурора прокуратуры Пермского края Королевой М.В., полагавшей решение и определение суда законными и обоснованными, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
прокурор Юсьвинского района (далее – прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением (далее – заявление) в защиту интересов Российской Федерации, просил признать незаконным решение Совета депутатов Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края (далее – Совет депутатов) от 21 июня 2017г. № 200 «О рассмотрении вопроса по досрочному сложению полномочий депутата Совета депутатов Майкорского сельского поселения Ошмарина В.С.», просил обязать Совет депутатов устранить нарушения закона.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Ошмарин В.С., избранный депутатом указанного представительного органа местного самоуправления в установленный срок не представил сведения о принадлежащем ему и членам его семьи имуществе, чем допустил нарушение действующего законодательства Российской Федерации, однако Совет депутатов этому обстоятельству должного внимания не придал и надлежащим образом не отреагировал, что повлекло принятие оспариваемого решения.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей и уклонение от реализации предоставленных ему полномочий, нарушает права Российской Федерации, поскольку свидетельствует об игнорировании требований антикоррупционного законодательства.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 24 июля 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признанно незаконным и на Совет депутатов возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона, путём повторного рассмотрения данного вопроса, в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в течение месяца со дня вступления этого решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совета депутатов ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
По существу прокурор, обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным оспариваемого решения, исходит из того, что полномочия депутата Ошмарина В.С., исполняющего их на непостоянной основе должны быть досрочно прекращены, в связи с невыполнение им обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в срок до 30 апреля 2017 года.
В свою очередь Совет депутатов, ссылается на то, что Ошмарин В.С. не имел возможности подать сведения в указанный срок в связи с тем, что находился за пределами поселения, поскольку осуществляет свою трудовую деятельность вахтовым методом. Декларацию сдал 29.05.2017г., то есть с нарушением срока, допущенного по уважительным причинам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что лица, замещающие муниципальные должности, в том числе депутатов, не освобождены от обязанности соблюдать требования федерального законодательства и представлять указанные сведения в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судебная коллегия считает такие выводы состоятельными, основанными на правильном применении норм материального права.
В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно положениям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Обязанности по подаче сведений о своих и супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, замещающими должности государственной службы, ежегодно в срок, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным предусмотрены подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559.
Этим же Указом Президента Российской Федерации рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Такое положение утверждено решением Совета депутатов от 16.03.2016г. № 135 и предусматривает аналогичный срок для представления сведения в данный представительный орган.
Из содержания названного муниципального правового акта следует, что им предусмотрены сроки и форма представления сведений о доходах и расходах, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения указанными лицами установленной федеральным законодательством обязанности.
Таким образом, в рамках антикоррупционной политики, проводимой в муниципальном образовании, принят указанный муниципальный правовой акт, направленный на совершенствование деятельности органов местного самоуправления, повышение прозрачности и открытости местной власти.
Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутата, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность распространяется и на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.
Следовательно, действующее законодательство устанавливает возможность такого контроля за депутатами представительных органов местного самоуправления независимо от того, осуществляют они свои полномочия на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Ошмарин В.С., обладая особым публичным статусом лица, замещающего должность депутата представительного органа местного самоуправления, в нарушение требований вышеприведенных нормативных актов необходимые сведения в установленный срок не представил, что участниками процесса не оспаривается.
При таком положении, возникло основание для досрочного прекращения полномочий указанного депутата представительного органа местного самоуправления, связанное с непредставлением им в установленный срок сведений.
Непредставление указанных сведений является существенным условием, влекущим невозможность замещения должности депутата.
Как видно из материалов дела, на заседании Совета депутатов 21 июня 2017г. рассматривалось представление прокурора, содержащее информацию в отношении указанного депутата с указанием на непредставление им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273 "О противодействии коррупции", однако решение о прекращении полномочий принято не было, так как большинство депутатов проголосовало против прекращения его полномочий.
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Несмотря на это, Совет депутатов принял оспариваемый акт, в котором, сославшись на уважительную причину, связанную с тем, что Ошмарин В.С. работает вахтовым методом, принял решение не прекращать досрочно полномочия данного депутата.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что сведений о такой занятости депутата, которая бы объективно препятствовала осуществлению им своих обязанностей, не имеется.
Совет депутатов не привел в оспариваемом решении, протоколе заседания, возражениях на административный иск, либо иных документах, конкретных сведений о периоде фактического отсутствия Ошмарина В.С., месте его нахождения и роде его деятельности. Сам Ошмарин В.С., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, таких сведений также не представил.
Межу тем, из материалов дела следует, что он 13.04.2017г. принимал участие в работе Совета депутатов и присутствовал на его заседании.
В объяснении же данном прокурору 17.05.2017г. он сослался лишь на отсутствие времени, убедительных причин непредставления сведений, не привел.
Однако, только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества, что Советом депутатов учтено не было, и в конечном итоге привело к игнорированию требований законодательства о противодействии коррупции и уклонению от реализации своих полномочий в этой сфере в связи с неприменением специальной ответственность депутата в виде досрочного прекращения его полномочий.
Установление таких обязанностей и ответственности в полной мере соответствует принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Учитывая, что деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства следует рассматривать как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правовую судьбу обжалуемого решения. Все эти доводы были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка в соответствии с требованиями, предъявляемыми положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 24 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Майкорского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: