РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 03 июля 2019 года
Заводской районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Такалашова К.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке административное дело №а-683/19 по административному иску прокурора <адрес> ЧР к ФИО1 по ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ, запрещено,
установил:
<адрес> ЧР обратился в суд с административным иском к ФИО1 по ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории ЧР, запрещено.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен интернет - ресурс, содержащий для свободного доступа информацию о продаже табака для кальяна с указанием обзора, отзывов, цены и курительных характеристик https://xn--80atei8esa.xn--p1ai/tabak-dlya-kalyana/tabak-dlya-kalyana-wadge.html.
Установлено, что на указанном интернет-сайте размещено в публичной демонстрации для неограниченного круга лиц информация о продаже табака для кальяна с указанием обзора, отзывов, цены и курительных характеристик. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетние.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» средствах массовой информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Оборотом информационной продукции, согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон №-Ф3) является предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет».
В соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф3 к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, также способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В силу ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 436-ФЗ оборот информационной продукции содержащей информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф3, не допускается. При этом реклама табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, может быть доступна несовершеннолетним, что пагубно может сказаться на их поведении, образе жизни и воспитании, поскольку каких-либо ограничений для посещения указанного сайта не установлено. Указанное подтверждается актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ФИО1 прокуратуры района в присутствии двух участвующих лиц и скриншотом интернет-ресурса.
Частью 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребление табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII КАС РФ.
Как следует из ст. 85 КАС РФ, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту в сети «Интернет», где размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ФИО1 по ЧР ФИО5 в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о признании требований административного иска в полном объеме, указывая, что сведений об авторе оспариваемой информации и владельца интернет-ресурсом не располагает. Просит рассмотреть дело в их отсутствие, положения статей 46, 157 КАС РФ им известны.
Неявка сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, старшим помощником прокурора <адрес> ФИО4, в присутствии понятых в помещении кабинета прокуратуры района осуществлен осмотр информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлен интернет - ресурс, содержащий для свободного доступа информацию о продаже табака для кальяна с указанием обзора, отзывов, цены и курительных характеристик https://xn--80atei8esa.xn--p1ai/tabak-dlya-kalyana/tabak-dlya-kalyana-wadge.html.
Ответчик признал административный иск в полном объеме, что следует из представленного в суд заявления.
Согласно п.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При изложенных обстоятельствах, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора <адрес>г. Грозного ЧР, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет ресурсе https://xn--80atei8esa.xn--p1ai/tabak-dlya-kalyana/tabak-dlya-kalyana-wadge.html информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Обязать ФИО1 по ЧР ограничить доступ к указанной странице.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Такалашов
Копия верна: