Дело № 2-302/2019
34RS0033-01-2019-000493-46
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 октября 2019 года с. Ольховка
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецов А.Н.,
при секретаре Никифоровой О.А.,
с участием истца Самохиной С.С.,
представителя ответчика – УПФ РФ в Ольховском районе Волгоградской области Бочкаревой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самохиной С.С. к управлению Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области о зачислении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Самохина С.С. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области (далее – УПФР в Ольховском районе) в котором просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложить на УПФР в Ольховском районе обязанность зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с зачислением спорных периодов в стаж, просит признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить страховую пенсию по старости, с момента возникновения права на пенсию.
В обоснование иска истцом указано, что решением УПФР в Ольховском районе от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Полагает, что оспариваемым решением в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии необоснованно не были включены спорные периоды работы, которые подлежат зачету и как следствие этого назначена страхования пенсия, в связи с чем, обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании истец Самохина С.С. исковые требования поддержала в полном объёме, дала пояснения по тексту искового заявления.
Представитель ответчика – УПФР в Ольховском районе Бочкарева Н.С. иск не признала. Дала пояснения в основном по тексту письменных возражений. Также пояснила, что решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж зачтены периоды работы общей продолжительностью 25 лет 1 месяц 15 дней, и не включены оспариваемые истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации. На основании Федерального закона № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на обращение за назначением страховой пенсии по старости при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным. Необходимый стаж истцом выработан ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на досрочное назначение пенсии с применением нововведений пенсионного законодательства возникнет ДД.ММ.ГГГГ. Нахождение истца на курсах повышения квалификации не подлежат зачислению в специальных стаж, поскольку в этот период истец лечебную деятельность не осуществлял.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, пришёл к следующему.
В силу ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Судом установлено и как следует из материалов дела Самохина С.С. имеет среднее медицинское профессиональное образование по специальности «сестринское дело». Вся трудовая деятельность истца связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 года № 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно п. 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки Самохиной С.С следует, что в период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» в должности медицинской сестры. В трудовой книжке не содержится незаверенных исправлений, неточностей, записей, вызывающих сомнение.
ДД.ММ.ГГГГ Самохина С.С. обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предъявив трудовую книжку с записями о работе, уточняющие справки, копию диплома.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № комиссией Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ольховском районе Волгоградской области отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
Указанным решением не были включены в специальный стаж периоды времени нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из имеющихся в материалах дела выписок из приказов ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Самохина С.С. направлялась на курсы повышения квалификации (л.д.12-15).
Доводы представителя ответчика о том, что в выслугу лет не могут быть засчитаны указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации несостоятельны в виду следующего.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Как указано в ч. 1 ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику в связи с дополнительным профессиональным обучением, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае направления работника на дополнительное профессиональное обучение в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела усматривается, что на курсы повышения квалификации и командировки в спорные периоды истец Самохина С.С. была направлена работодателем, в период работы в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. В указанные периоды истцу начислялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца, являются обязательной частью её трудовой деятельности.
Факт уплаты страховых взносов в указанные периоды представителем ответчика не оспаривается.
При таких обстоятельствах, период нахождения Самохиной С.С. на курсах повышения квалификации, в период её работы в лечебном учреждении, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, суд считает, что в льготный стаж работы Самохиной С.С. должны быть включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. общей продолжительностью 3 мес. 2 дн., в связи с чем, решение ответчика о не включении данных периодов в стаж работы истца является незаконным.
Разрешая исковые требования о признании права истца на досрочную страховую пенсию и назначение досрочной страховой пенсии судом учитывается следующее.
Общая продолжительность стажа, которую не оспаривает ответчик по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - составляет 25 лет 1 месяц 15 дней.
Следовательно, на дату обращения истца Самохиной С.С. в УПФ РФ (государственное учреждение) в Ольховском районе, на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включенных судом спорных периодов работы, её специальный стаж работы составляет 25 лет 4 мес. 17 дн., а поэтому ответчиком правомерно отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, судом учитывается, что с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью назначается не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Приложение № 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ срока.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2019 году составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложение № 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 10 Закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в федеральные законы от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, связанные с повышением пенсионного возраста, и предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, учитывая, с учетом положений указанных выше норм права о сроках назначения пенсии, право на досрочное назначение пенсии у истца Самохиной С.С., и соответственно досрочная страховая пенсия не может быть назначена ей ранее ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела истец имеет право на досрочное назначение пенсии на ответчика должна быть возложена обязанность, по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198– 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Самохиной С.С. к управлению Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области о зачислении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии – удовлетворить частично.
Признать решение управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации Самохиной С.С. 3 мес. 2 дн.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ольховском районе Волгоградской области включить Самохиной С.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации (в календарном исчислении): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. общей продолжительностью 3 мес. 2 дн.;
Признать за Самохиной С.С. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить Самохиной С.С. досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска Самохиной С.С. к управлению Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области – отказать.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья А.Н. Кузнецов