Дело № 2-1882/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Успуна И.И., при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении об уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявления указано на то, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва удовлетворен иск ФИО5 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на территории <адрес>. Судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по <адрес> на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставило судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений. Тем самым должник не совершал неправомерных действий по уклонению от добровольного исполнения исполнительного документа. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО6., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить исковое заявление по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в рамкахвозбужденного исполнительногопроизводства,в пределах полномочий, предоставленных емуФедеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О судебных приставах», и законность данного действия в настоящем случае заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Истец в обоснование своих требований указывает на то, что у него отсутствуют виновные действия, так как жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда, который осуществляется за счет средств республиканского бюджета и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели, посредством строительства жилых домов и многоквартирных домов на территории Республики Тыва. Фактически исполнить решение суда возможно после передачи МЗИО жилых помещений Агентству, то есть после окончания строительства (приобретения) жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Агентства.
В материалы дела истцом представлено письмо о том, что на ДД.ММ.ГГГГ всего принято 799 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые закреплены за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва. Из 799 квартир: в <адрес> – 52, в г.Ак-Довурак – 56, в муниципальных образованиях – 691. Также были представлены распоряжения №, № за 2015 год о закреплении на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва жилых квартир в <адрес>, построенных в рамках республиканской целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так как установлено, что Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не является государственным заказчиком на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не является распорядителем денежных средств, выделенных на эти цели, а имеет полномочие требовать у МЗИО передачи жилых помещений, эти обстоятельства указывают на отсутствие вины у Агентства, то есть виновных действий по неисполнению истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора и удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП <адрес> по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья И.И. Успун