Дело № 2-318-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Шипееве А.Д., с участием истца Юркина С.М., его представителя Адушкиной А.Г., 3-х лиц на стороне истца не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Масловой О.И. и Маслова Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юркина Сергея Михайловича к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об установлении факта совместного проживания и воспитания ребенка – инвалида, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Юркин С.М. обратился в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики об установлении факта совместного проживания с ребенком –инвалидом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ до достижения им восьмилетнего возраста, обязании назначить страховую пенсию по старости на основании п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что с декабря 1992 по ДД.ММ.ГГГГ Юркин С.М. и Маслова О.И., у которой имелся несовершеннолетний ребенок - инвалид ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояли в фактических брачных отношениях, а ДД.ММ.ГГГГ между ними был зарегистрирован брак. В указанное время ФИО3 было <данные изъяты> лет. С указанного времени ребенок проживал совместно с истцом и своей матерью. ДД.ММ.ГГГГ истец усыновил ребенка. В ДД.ММ.ГГГГ году Юркин С.М. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии, однако пенсионный орган отказал ему в этом, поскольку положениями п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии мужчинам, достигшим возраста 55, воспитавшему его до возраста 8 лет. Факт совместного проживания и воспитания ребенка подтверждается совместными фотографиями.
В судебном заседании истец Юркин С.М. и его представитель ФИО5 поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям, и вновь привели их суду.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Маслова О.И. и ФИО1 просили удовлетворить исковые требования, подтвердив, что Юркин С.М. воспитывал ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия.
Представитель ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представив письменный отзыв, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, обозрев пенсионное дело Юркина С.М., суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Судом установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно медицинскому заключению № от ДД.ММ.ГГГГ Маслова О.И. является матерью ребенка-инвалида ФИО6 (л.д.20,21).
ДД.ММ.ГГГГ Маслова О.И. и Юркин С.М. вступили в брак (л.д.12).
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (гр. дело №) установлено усыновление несовершеннолетнего ФИО6, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, Юркиным С.М.
ДД.ММ.ГГГГ Юркин С.М. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, воспитавшему ребенка-инвалида с детства до восьми лет.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ Юркину С.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с невыполнением одного из обязательных условий- воспитания ребенка-инвалида до 8-летнего возраста.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец указывает, что в фактических брачных отношениях с Масловой О.И. состоял с 1992 года и с указанного времени воспитывал ее ребенка-инвалида ФИО1, что подтверждает факт совместного проживания с ребенком-инвалидом и воспитании его до достижения восьми лет
В подтверждение изложенных доводов истцом представлены медицинская карта ФИО6, совместные фотографии ребенка с истцом и его матерью Масловой О.И., а также ссылается на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об усыновлении в решении Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, в обоснование заявления об усыновлении истцом было указано, что он состоит в фактических брачных отношениях с матерью ребенка Масловой О.И., принимает активное участие в его воспитании.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела фотографиями, на которых запечатлены истец Юркин С.М., Маслова О.И. и ее дети – сын ФИО6 и дочь.
Между тем установление факта совместного проживания и воспитания ребенка с декабря 1992 до достижения им восьмилетнего возраста юридически значимым обстоятельством по делу не является.
Согласно формулированной в Определении от 11.05.2012 г. № 816-О правовой позиции, при определении права женщины на назначение трудовой пенсии по данному основанию учитываются и усыновленные дети при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста, т.е. при наличии подтвержденной правовой связи с каждым усыновленным ребенком до достижения им определенного возраста, само по себе не предполагает распространение такой практики на случаи, когда такая связь до достижения ребенком восьмилетнего возраста не подтверждена.
Таким образом, обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по указанному выше основанию является усыновление ребенка до достижения ребенком-инвалидом восьмилетнего возраста.
Согласно действующему законодательству все права и обязанности родителей в отношении детей, в том числе и по вопросам воспитания, могут возникнуть только на основании подтвержденных в установленном законом порядке материнства и отцовства конкретных лиц, фактические отношения без их юридического оформления сами по себе не порождают правовых последствий.
Между тем, как указывалось выше, ребенок ФИО6 был усыновлен истцом ДД.ММ.ГГГГ, и на момент усыновления ему было 11 лет.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что до достижения ребенком возраста 8 лет Юркин С.М. не являлся его родителем (отцом), отцовство его было установлено позже, в связи с чем истец не обладал юридическими правами и обязанностями по воспитанию этого ребенка.
При таких обстоятельствах Юркин С.М. не может быть признан родителем ребенка-инвалида с детства, воспитавшим его до достижения 8 лет, в связи с чем предусмотренные законом основания для установления заявленного в иске факта совместного проживания и воспитания, и назначения досрочной страховой пенсии отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Юркина Сергея Михайловича к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии об установлении факта совместного проживания и воспитания ребенка – инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождении с ДД.ММ.ГГГГ до достижения его восьмилетнего возраста, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В.Мартьянова